Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 10-18. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 10-18

10 И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?

11 Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё;

12 но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них.

13 Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.

14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,

15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,

16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

На первый взгляд сегодняшнее чтение — это две малосвязанные между собой истории. В основе первой лежит недоумение фарисеев. Дело в том, что по иудейским преданиям приход Мессии должен был ознаменоваться некоторыми событиями, одним из которых должно было быть возвращение пророка Илии. В своё время он вознёсся на огненной колеснице и должен был вернуться для того, чтобы свидетельствовать о Христе. Собственно, буквального возвращения Илии никто не увидел, и фарисеи задали Спасителю вполне резонный вопрос: книжники говорят, что о Мессии должен свидетельствовать Илия, возвращения которого мы не видели. Что ты на это скажешь?

Христос соглашается с тем, что Илия должен был прийти, но дальше говорит то, что на первый взгляд может показаться странным: Илия уже пришёл, но его не узнали и поступили с ним, как хотели. Что Он имеет в виду, если совершенно очевидно, что Илья пророк не приходил? Но всё очень просто. Фарисеи подошли ко Христу и напомнили про пророка Илью так, как будто бы только в нём было дело... Как будто бы они не верили во Христа, только потому что Илья на него не указал. Но Иисус своими словами напоминает им о том, как их предки поступили с пророком Ильей, когда он был рядом. Ведь они гнали его, и никто не собирался ему доверять или прислушиваться к его словам. Им нужен был пророк? У них был Иоанн, который был в духе Илии и с ним поступили так же, как с Ильей, поступили, как хотели.

Иными словами, логика Христа очень проста: Вам нужен был пророк? Он приходил и свидетельствовал. Но для чего вы говорите Мне про Илию? Разве вы не знаете, что дело не в нём, а в вашем собственном желании. Если бы вы хотели, вы бы признали Меня, но вы не хотите, и никакой пророк вам в этом не поможет.

Вторая история, которая сегодня звучит, кажется совершенно не связанной с первой. Ученики не могли исцелить бесноватого отрока, и его отец обратился ко Христу. На первый взгляд Спаситель реагирует довольно резко, когда произносит слова «род неверный и развращенный». Можно спорить о том, кого именно Он имел в виду, но дело не столько в этом. Важно то, что именно в неверности и развращённости Он видит проблему и, вероятно, причину бессилия учеников. Что же такое неверность и развращённость? Это нежелание человека жить по Божьему и потакание собственным страстям. То есть это то самое «вы поступили как хотели», которое Христос обращает к фарисеям до этого.

Печальная правда о нашей жизни заключается в том, что часто мы изменяем Богу, живём как хотим, подбираем бесплодные оправдания, чтобы снять с себя ответственность и задаём Богу вопрос: почему исцеления нашей жизни не происходит? Но в глубине души мы нередко знаем ответ. Ведь исцеление в данном случае должны начать мы сами, своим покаянием и возвращением на истинный путь.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!