Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 22-30
В сегодняшнем чтении мы слышим разговор Иисуса Христа, с людьми среди которых Он вырос. Разговор очень напряжённый, закончившийся попыткой убить Спасителя. С чего же всё началось, и в чём причина конфликта?
После искушений в пустыне, Христос вышел на проповедь и проходил через разные города Галилеи. Он совершил там множество чудес и проповедовал Благую весть. Наконец Он пришёл в Свой родной город. В субботу Он пришёл в синагогу и, пользуясь правом, которым обладал любой взрослый иудей, прочёл мессианский отрывок из книги пророка Исаии, сказав при этом, что пророчество о Мессии исполнилось. Если бы Он прочитал этот отрывок, говоря о будущем, в этом не было бы ничего особенного. Живых пророков иудеи обычно не жаловали, потому что те их обличали, но книги древних пророков почитали как Священное Писание. Однако Иисус не просто прочитал Исаию, но явно применил пророчество к Себе.
И вот все, услышав Его слова, согласились с тем, что сказанное очень важно. Однако при этом их смущал один факт: они, конечно, верили пророчествам, но не могли поверить, что сын Иосифа, которого они знали с детства, и есть Мессия.
Интересно, что ни в одном другом городе Христос не сказал тех слов, что услышали жители Назарета. И ведь здесь Он тоже мог бы просто совершить множество чудес, произнести проповедь о наступающем Царстве Божием... Но Он выбрал иной путь. Всё равно рано или поздно, этот вопрос возник бы, и люди, которые выросли с Ним на одних улицах, спросили бы Его, кем Он себя мнит и что всё это значит. И Христос обращается к ним сразу с самым главным: Он тот, кого все столетиями ждали.
Слушающие, явно сомневались в Его словах, в связи с чем Иисус обращает к ним две присказки. Во-первых, будто бы цитируя их самих, Он говорит: «Врач исцели себя сам», то есть справься сначала со своими немощами, а потом учи нас. Конечно, у Него, как у Богочеловека не было никаких грехов... Но их отсутствие не означало, что Его поведение всем нравилось, не означало, что никто не предъявлял к Нему претензий. Поведение праведника далеко не всегда понятно и уж, тем более, приятно окружающим.
Во-вторых, объясняя их сомнения, Христос говорит: «никакой пророк не принимается в своём отечестве». Причина же этого очень проста и заключается она в том, что люди оказываются неспособны отделить бытовое от смыслового. Спаситель приводит в пример пророка Илью, которому проще было общаться с хананеянкой и сирийцем, потому что они воспринимали его без ложных предубеждений, не пытались сравниться с ним или как-то оспорить его. Вместо того, чтобы обратиться к сути того, что говорил Христос, иудеи никак не могли отказаться от личных претензий и предубеждений.
Весь этот диалог очень актуален сегодня и напоминает диалог Церкви и общества. Будучи плоть от плоти того народа, в котором она существует, Церковь обращается к людям с евангельским призывом и очень часто слышит те же присказки в ответ. Да, конкретные христиане несовершенны и не всегда ведут себя так, как должны вести себя ученики Христа. Но Церковь не призывает людей повторять чьи-либо ошибки, в своём призыве, в своей проповеди, она зовёт их ко Христу как источнику вечной жизни.