Евангелие от Матфея, Глава 13, стихи 54-58. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 13, стихи 54-58

54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?

55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?

56 и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?

57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.

58 И не совершил там многих чудес по неверию их.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Как же трудно человеку пробиваться сквозь толщу шаблонных представлений окружающих! И сегодня речь идёт не просто о недопонимании Иисуса со стороны родственников и знакомых — речь именно о сознательном отвержении, отказе в признании — это и означает греческий глагол «σκανδαλίζω» — переведённый на русский не вполне отражающим все оттенки словом «соблазняться». Если на разговорный язык перевести это слово, то «соблазняться» близко к выражению «это ещё что такое?» — в то время как «σκανδαλίζω» будет о другом: «ну уж нет, ни за что и ни при каких обстоятельствах! Что угодно — но только не это!»

А теперь представляете, насколько больно было Иисусу находиться в среде самых близких людей именно с такой отвергающей Его установкой? Фактически, это положение изгоя: что бы ты ни делал, как бы ты ни старался — всё равно тебя рассматривают под одним и тем же углом зрения.

Слушая этот евангельский эпизод, наверное, многие подумали про себя: ну, слава Богу, уж этого греха — предвзятого отношения — у нас нет! Но — не будем торопиться, давайте внимательнее рассмотрим, по каким признакам можно понять, на самом ли деле это так.

Первый признак предвзятости — отсутствие интереса к человеку. И действительно, зачем — когда нам и так всё о нём уже понятно. Мы его просчитали, измерили, расчленили по составляющим и определили на соответствующую полку. Люди, привыкшие осуждать, нередко с первого взгляда готовы с лёгкостью «припечатать» другого — и вычеркнуть его из поля зрения навсегда.

Второй признак — неприятное чувство тревоги и беспокойства, когда мы узнаём об этом человеке что-то такое, что выходит за рамки нашей картины. Поскольку мы уверены, что именно мы смогли не просто оценить, но интуитивно проникнуть в самую сердцевину, узреть самую суть человека — то перед нами появляется непростой выбор: или признать свою предвзятость — греховную предвзятость! — или — что гораздо проще — переинтерпретировать новую информацию в нужном для нас русле.

И, наконец, третий признак — отказ в прощении. Даже если осуждённый нами человек будет искренне пытаться к нам приблизиться, искать способы примириться или просто будет откровенен — между нами так и останется непрошибаемая стена. И всё потому, что для нас этот человек — уже неживой, от него в нашем сознании — лишь мёртвая, формальная оболочка.

Вот чем страшен грех осуждения: сами того не понимая, поставив клеймо на другом, мы его лишаем жизни — в нашем внутреннем мире. И тем самым окрадываем сами себя! Осуждённый нами — это всегда ещё один «минус один» во всём многообразии нашей жизни. И когда вокруг нас таких «пустых мест» становится достаточно много — не стоит удивляться, что жизнь превращается в бесцветную и скучную рутину!

Помогай же нам, Господи, иметь мужество признавать свою предвзятость и всегда, даже когда мы на 100 процентов уверены в своём мнении о другом, всё же оставлять хотя бы один процент ему — чтобы однажды очень сильно нас удивить!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!