Евангелие от Матфея, Глава 13, стихи 31-36. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 13, стихи 31-36

31 Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,

32 которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

34 Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,

35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. || И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.

Читает и комментирует cвященник Дмитрий Барицкий.

У тех образов, которые сегодня приводит Господь, говоря о Царстве Небесном, есть одно общее свойство. И горчичное семечко, и закваска связаны с идеей о смерти. Семя, прежде чем дать росток, должно умереть. Также и закваска — это вещество, которое запускает процесс брожения, разложения, то есть, по сути, гниения, умирания. Так Спаситель иллюстрирует важную мысль: вход в Царство Небесное связан с существенной трансформацией, изменением, которое сродни физической смерти.

Таинство Крещения с особой силой подчёркивает эту идею. Троекратное погружение человека в воду символизирует то, что он умирает для прошлой жизни, жизни по закону греха и страстей, и возрождается для новой жизни, в Боге. И это не просто символ. Изначально он указывал в том числе на то, что реально пережил человек, который входит в Церковь. Дело в том, что в древности Таинство Крещения совершалось преимущественно над взрослыми. Этот шаг требовал от человека осознанности и решительности. Ведь окружающий мир был языческим. К христианам относились враждебно. Последователи Спасителя становились нерукопожатыми в римском обществе. Их преследовали и уничтожали. А потому, чтобы разорвать с прежним окружением и прийти в Церковь, сознание человека должно было кардинально измениться. Подобное изменение называется «метаноя». На русский язык это слово переводится как покаяние. Но более точный перевод — это изменение ума, глобальная перестройка всей системы ценностных координат. Поэтому главный призыв, который мы слышим в Евангелии от Христа — покайтесь, чтобы войти в Царство Небесное.

Подобная переоценка — очень болезненный процесс. Нечто схожее с нами происходит в моменты серьёзных жизненных кризисов, когда мы мучительно, под влиянием внешних обстоятельств вынуждены пересматривать свою жизнь, разрывать прежние цепочки отношений. Какое-то время, когда старый мир рухнул, а новый ещё не построен, человек идёт словно в темноте. Это путешествие может сопровождаться душевными терзаниями. Болят те области в сердце, где ещё не так давно были близкие, друзья, семья, расположение окружающих, представление о смысле, какие-то предпочтения, привычки, пристрастия. Однако со временем приходит облегчение и радость от того, что на место старого приходит нечто новое, порой качественно лучшее. Человек словно выходит на новую орбиту и благодарит Бога за то, что Тот дал ему этот болезненный опыт. Ведь в итоге такой человек получает нечто большее. Одним словом, он умирает и воскресает. То же самое и с подлинным покаянием и вхождением в Церковь. Крещение, словно печать, является свидетельством этого мучительного, но в итоге радостного обновления.

Сейчас мы становимся христианами в детстве, не осознавая, что происходит. Да и когда крестится взрослый человек, он делает это порой по инерции традиции. И поэтому зачастую никакими качественными изменениями этот процесс не сопровождается. Мы продолжаем в целом вести тот же образ жизни, который вели до этого. Поэтому Евангелие и напоминает нам о том, что если не умрёшь, то не воскреснешь. Даже будучи в Церкви, человек обязан постоянно совершать ревизию своей души. Каждый раз снова и снова проходить через небольшие кризисы. Честно признаваться себе в том, что его жизнь ещё далека от Евангельского идеала, и упорно работать, чтобы приблизиться к нему хотя бы на шажочек. Поэтому и говорят святые, что наша жизнь должна быть непрестанным покаянием. Не в смысле автоматического перечисления грехов на исповеди для галочки, а в смысле сосредоточенной внутренней работы и конкретных внешних действий, в которых мы понуждаем себя жить не так, как жили раньше. Жить в соответствии с евангельским законом жертвенного служения тем, кто нас окружает. Если человек идёт по этому нелёгкому пути, то постепенно те пустоты, которые образуются в его душе на месте старых привычек, капля за каплей заполняет божественная благодать. В итоге именно из таких маленьких умираний, когда мы несём на свою Голгофу собственную прежнюю жизнь, и состоит путь к радости светлой Христовой Пасхи и Царству Небесному.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!