Евангелие от Матфея, Глава 13, стихи 10-23. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 13, стихи 10-23

10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,

12 ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;

13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;

14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите,

15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.

16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,

17 ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.

18 Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:

19 ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге.

20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;

21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.

22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.

23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

Читает и комментирует cвященник Дмитрий Барицкий.

Притчи — особый жанр, который мы очень часто встречаем в Библии. При помощи образов, которые заимствованы из жизни, иллюстрируются важные духовные законы. Господь очень любил говорить притчами. Ведь литературный образ имеет особенность вовлекать слушателя в рассказ, вызывать у него глубокие чувства переживания, побуждает сострадать и задумываться, а как бы я повёл себя на месте героев истории. Но не только поэтому Спаситель так часто использовал в Своей проповеди притчи. Дело в том, что хорошее художественное произведение открывает свой смысл читателю ровно в той степени, в какой он к этому готов. Вспомните, как мы читали «Преступление и наказание» Достоевского или «Войну и мир» Толстого в школе, и как прочитываем эти романы сейчас. В школе это могло показаться нам пыткой. Недостаточно динамики, интриги, как бы сейчас сказали, экшена. Спустя много лет, когда мы приобрели достаточный жизненный опыт, научились не обращать внимание на внешнее, эти произведения заиграли новыми красками. Нам стал доступен новый пласт смысла, который в них скрывался. Тексты не изменились. Изменились мы. Мы словно заняли нужную точку в духовном пространстве, с которой нам открылась совершенно иная панорама. Так же и с притчами. Они, с одной стороны, открывали глубокие смыслы, с другой, скрывали. Так Господь словно кодировал Своё послание людям. Каждый мог взять ровно столько, сколько готов был унести. Зачем Он это делал? Неужели нельзя было сразу написать что-то вроде учебника по догматическому и нравственному богословию? Ну или хотя бы краткий справочник, методичку о том, как ориентироваться в пространстве отношений Бога и человека?

Не всегда нам полезно сразу знать всё. Преждевременное знание может повредить. Именно на этом основана вся наша педагогика. В школе нам говорят, что параллельные линии никогда не пересекаются, на ноль делить нельзя, а в русском языке шесть падежей. Придя в университет, мы узнаём, что не всё так просто. Порой и параллельные пересекаются, и на ноль делить можно, а падежная система устроена намного сложнее, и можно выделить до 14 падежей. Расскажи нам это в школе, вряд ли информация была бы воспринята. Слишком много дополнительных фоновых знаний нужно было бы получить ребёнку, чтобы усвоить её адекватно. Но опасность не только в этом. Ведь любое знание сообщает нам определённый опыт. А не всякий опыт полезно получать в одночасье. Мы не рассказываем детям сразу за один присест всё о тяготах жизни. Такая откровенность может нанести ребёнку серьёзную душевную травму. Да и взрослого человека могут сломать некоторые вещи. Например, опыт войны, потери близких, опыт предательства. В духовном мире тоже есть свои опасности. Проникнув туда украдкой, через чёрную дверь человек может попытаться использовать увиденное в своих корыстных целях. Именно на этом основана разного рода магия и колдовство. Именно этой жаждой были одержимы первые люди, которым дьявол пообещал, что если они съедят запретный плод, то получат новое знание и станут, как боги. Из служителей они превратились в потребителей. Бог стал для них не целью, а инструментом.

Поэтому Господь и выбирает такую форму проповеди. Для случайного слушателя всё это окажется лишь риторическим приёмом, яркой парадоксальной историей. Для тех, кто действительно прилагает усилие в познании Истины, готов принести определённую жертву, чтобы стать последователем Христа, постепенно открывается более глубокий смысл. Так Господь проявляет заботу о нас и уважение к нашей свободе. Он вроде бы дает нам всё, но при этом терпеливо ждёт, пока мы сами захотим духовно повзрослеть, чтобы воспринять полноту той Благой вести, которая откроет нам путь в Царство Небесное.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!