Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 46-50; Глава 13, стихи 1-3. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 46-50

46 Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.

47 И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.

48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?

49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;

50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Евангелие от Матфея, Глава 13, стихи 1-3

01 Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.

02 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.

03 И поучал их много притчами, говоря: || вот, вышел сеятель сеять;

Читает и комментирует cвященник Дмитрий Барицкий.

Никто не будет спорить, что, пожалуй, самое ценное, что есть у человека — это семья. А потому некоторые высказывания Спасителя по поводу семейных отношений могут вызвать у нас недоумение. Так, в только что прозвучавшем отрывке, Он словно отрекается от Своей матери и будто разрывает всякие кровные узы; в другом месте Он прямо говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». Ещё в одном эпизоде он призывает сына, который хочет упокоить старость своего отца, пренебречь этим долгом, оставить дом и предоставить «мёртвым погребать своих мертвецов». Неужели Господь пришёл разрушить семью? Ведь Сам Он много раз говорит о Собственном послушании Своему Небесному Отцу. Откуда подобное противоречие?

Каждый раз подобными призывами Господь указывает слушателям, что в духовной жизни должны быть расставлены чёткие приоритеты. Человек устроен так, что силу того, что создан по образу Божию, основным смысловым центром Своей жизни может иметь лишь Творца. Это самая главная связь, в свете которой все остальные отношения должны уходить на второй план. Даже такие высокие и священные, как отношения между детьми и родителями. В противном случае человек рискует потерять себя в этой жизни, не обрести свой путь, рискует навсегда остаться духовно незрелым младенцем. И жизнь предлагает нам немало тому примеров.

Бывает так, что сами родители не отпускают своего ребёнка. Мама пытается навязчиво полностью контролировать жизнь сорокалетнего детины: решает, что ему кушать, с кем жить, где работать. Она искренне думает, что так приносит ему пользу. На самом же деле доставляет огромный вред. Ведь мальчик давно вырос и должен сам принимать решения. А сердобольная наседка всё никак не может успокоиться, как будто перед ней желторотый цыплёнок. Да и сам сынуля-переросток страдает от этого. В нём живёт страх принимать решения самостоятельно и самостоятельно отвечать за них. Чуть что, он спрячется под мамкину юбку, перенесёт ответственность за поступки на других, обвинит во всём всех, кроме себя, обидится там, где необходимо, проявив мужество, признать ошибку.

В этом смысле под родителями Господь подразумевает не только отца и мать. Это всё то, что нам очень ценно, без чего мы не мыслим свою жизнь, то, с чем постоянно носимся в своей душе и к чему привязаны, но от чего мы страх как боимся отказаться. А потому и ходим зачастую в своей духовной жизни по кругу, не растём в Боге. Нам не хватает решительности оставить отчий дом.

Показательна в этом отношении история блаженного Августина. Будучи уже верующим человеком, он сожительствовал с женщиной. Августин понимал, что это связь мешает ему возрастать в вере. Он просил Бога избавить его от неё. Однако Господь молчал. Уже после, когда святому удалось справиться с собой, Августин вспоминал: «каждый раз, когда я просил Христа, освободить меня от этой привязанности, я где-то в глубине души добавлял: только не сейчас Господи, когда-нибудь потом». Его держал страх. Страх перед неизвестностью. Он боялся, что останется в пустоте, когда эта женщина уйдёт. Для него отказаться от неё было всё равно, что сделать шаг над пропастью. Всё это, как он сам позже признавался, и мешало ему духовно повзрослеть.

Подобное происходит и с каждым из нас. Многое из того, к чему мы привязаны, как ребёнок к родителям, то есть то, без чего не мыслим себя и свою жизнь, мешает нам идти вверх, вступать в новые отношения с Богом. Это могут быть как явные пристрастия и пороки, такие, как пьянство или курение, так и более тонкие эмоциональные зависимости, как, например, зависимость от людей, собственных предпочтений и привычек.

Самое печальное в этом то, что, ощущая ступор в духовной жизни, мы, как и подобает инфантилам, привыкли перекладывать решение проблемы на окружающих, в том числе и на Бога. Мы ждём от Него чуда. Говорим себе: ну я же регулярно исповедуюсь, причащаюсь, хожу в храм, даю милостыню, пытаюсь быть добрым и хорошим. Безусловно, это ценно. Однако кардинально ничего не меняется. Чуда не происходит. Ведь нередко всё это мы делаем до тех пор, пока нам не страшно это делать. Пока перед нами не встанет дилемма: оказаться верным Богу и Евангелию, отказавшись от чего-то привычного и любезного своей душе и испытать при этом сильную боль и душевную пустоту, или же найти компромисс и продолжать жить, как прежде. Не нарушать привычные цепочки отношений. Мы, увы, привыкли выбирать второе, полагая, что самое главное за нас должен сделать Бог.

Господь сегодня призывает нас перестать ходить по кругу, довериться Ему и воспитать в себе навык самостоятельно делать шаг в пустоту с одной лишь надеждой на Него. Со своей стороны Он обещает, что подхватит нас, пусть и в последний момент. Лишь так мы сможем наконец-то стать теми, кем и должны быть по замыслу Творца. Теми, кто на собственном опыте познает, что такое быть духовно зрелым человеком, то есть, подлинным участником Небесного Царства и сыном его Бессмертного Владыки.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!