Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 38-45. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 38-45

38 Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.

39 Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;

40 ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

41 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.

42 Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.

43 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;

44 тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;

45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.

Читает и комментирует cвященник Дмитрий Барицкий.

Духовная жизнь не терпит остановок. Это можно сравнить с эскалатором, который постоянно движется вниз. Если стоишь на месте, то неизбежно опускаешься всё ниже и ниже. И, напротив, идёшь наверх, только если прилагаешь определённые усилия.

Многие религиозные лидеры еврейского народа, хотя и были специалистами в области Священного Писания, не учитывали это правило. Вся их духовность ограничивалась внешней религиозностью. Они тщательно изучали Библию, исполняли разного рода ритуальные предписания, посещали храмовое богослужение, одним словом, все свои силы направляли на то, чтобы создать себе репутацию внешне благочестивых людей. А потому и просьба к Спасителю показать им какое-то чудо, чтобы они удостоверились в Его мессианстве, очень закономерна. Человек, который в своей религиозной жизни чрезмерно заботится о внешнем, живёт в постоянном ожидании какого-то перформанса, шоу, которое будет непосредственно воздействовать на его чувства. Он неизбежно будет искать знаки, чудеса, особо ярких духовных гурУ, которые окажутся способными, подобно оракулам, открыть ему волю Бога. Он будет подогревать себя яркими впечатлениями от паломничеств и чудесных историй, в которых Бог явно врывается в жизнь человека, словно аниматор на детском празднике, чтобы поразить воображение публики.

Опасность такой веры в том, что она не может смириться с серой повседневностью. Проза жизни её не устраивает. Такой человек не умеет жить в моменте, оставаться один на один с собой, смотреть в глубину своей души и там вести с Творцом незримый диалог. А потому он и оказывается неспособен распознать присутствие Бога в потоке будничных событий. Не замечает Его. Собственно, это и произошло с иудеями, о которых говорится в сегодняшнем евангельском чтении. Господь стоял перед ними, они видели Его собственными глазами и не замечали. Слишком непригляден для них казался Его образ. Отсюда и упрёк Христа. По Его словам, даже такие, казалось бы, далёкие от Бога люди, как царица Савская и жители Ниневии, будучи язычниками оказались ближе к Творцу, они смогли услышать голос Божий и изменить свою жизнь в отличие от внешне благочестивых иудеев.

Есть ещё одна опасность человеческой зацикленности на внешнем. У подобных людей снаружи всё ярко, красиво, благостно, а внутри затхло, спёрто, душно. Ведь как говорится, свято место пусто не бывает. Душа человека не терпит пустоты. Если в сердце не живёт Бог, там обязательно поселяется бесёнок, а то и не один.

Каждого, кто считает себя христианином, привёл к себе Сам Господь. Он вычистил комнату нашей души в таинстве Крещения, дал почувствовать нам радость Своей благодати. И вот мы вошли в Церковь с её обрядами, с её уставом, одним словом, с её традицией ритуального и житейского благочестия. Нам необходимо понимать, что всё это лишь внешние вспомогательные средства, стартовая площадка, оттолкнувшись от которой, каждый из нас должен начать свой собственный, уникальный диалог с Богом. Вместе с этим по мере жизни в Церкви мы должны избавляться от своего эгоизма и возрастать в любви к ближним. В этом и есть смысл существования Церкви на земле. Если этого не произойдёт, если мы так и продолжим ограничивать свою духовную жизнь механическим исполнением внешних предписаний, нас неизбежно затащит в духовный подвал самодовольства, тщеславия, высокомерия и других страстей. А потому постараемся все силы своего ума, души и тела сосредоточить на исполнении Евангельских заповедей, суть которых и заключается в том, чтобы самоотверженно служить Богу и тем, кто нас окружает.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!