Евангелие от Матфея, Глава 8, стихи 5-13. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 8, стихи 5-13

05 Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его:

06 Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.

07 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.

08 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;

09 ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.

11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;

12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

Читает и комментирует cвященник Дмитрий Барицкий.

В только что прозвучавшем отрывке апостол Матфей рассказывает нам историю римского центуриона, офицера, который командовал сотней воинов. Этот человек демонстрирует такую веру, которой удивляется Сам Господь. В чём же был секрет такой крепкой уверенности сотника в Боге? Ответ содержится в самом отрывке. Давайте присмотримся к нему внимательней.

Обращает на себя внимание незначительная деталь. Сотник проявляет заботу о своём слуге, то есть, рабе. В ту эпоху и в той среде это было делом необычным и даже из ряда вон выходящем. Раб был просто вещью. Его судьба никого не волновала. У древнегреческого философа Аристотеля, которого можно было бы назвать гуманистом Античности, читаем такие слова: «Не может быть дружбы или справедливости по отношению к неодушевлённым предметам, ни по отношению к лошади или к быку, ни по отношению к рабу, как к таковому, потому что у хозяина нет ничего общего с рабом; раб — это живое орудие, точно так же, как орудие — это неодушевлённый раб». А римский писатель Варрон в своей книге «Сельское хозяйство» утверждает, что раб — это разновидность сельскохозяйственных орудий наряду со скотом и повозками. Прав у такого человека не было. И его судьба зависела исключительно от душевных качеств его господина. Формировались же эти качества зачастую под влиянием окружающей среды. Вопреки всему этому сотник относится к своему больному слуге, от которого, по обычаям того времени, было необходимо избавиться, с милостью, любовью и заботой. Очевидно, что это были уникальные свойства его души. Именно они и давали ему такую силу веры. Ведь уверенность в том, что Бог есть и Он всесилен, должна иметь обратную сторону — добродетельную жизнь, которую ты провидишь с учётом того, что Господь видит каждый твой шаг и даже мысль. Неслучайно апостол Иоанн в своём послании пишет: «кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего».

Итак, вера сотника основывалась на деятельной любви, на внимательном отношении к ближнему, кем бы он ни был. Именно этот фундамент дал ей такую силу. Неслучайно Господь восклицает: «истинно говорю вам, и в Израиле не нашёл Я такой веры». И это так, ведь вера книжников, фарисеев и многих других представителей иудейской традиции, основывалась на скрупулёзном исполнении церковного устава того времени. Следование правилам ритуального закона и разнообразным религиозным обычаям было положено во главу угла духовной жизни. Правоверный иудей был уверен, что именно это и приведёт его ко спасению. Однако в результате всё это выливалась в пустой формализм.

Христос удивляется тому, что сотник своей чуткой душой предвосхитил то, о чём Сам Он так часто говорил людям. Его вера была Евангельская, живая, так как в её основе лежал принцип жертвенного служения ближним. Лишь такая вера является действенной. Лишь она привлекает к нам Бога, который начинает активно проявлять Себя в нашей судьбе.

Эту важную истину должны учитывать и мы с вами в своём стремлении следовать за Христом. Нас не спасает просто принадлежность к христианской Церкви. Нас не спасает знание и исполнение церковного устава. Не спасут и посещения богослужений, участие в таинствах, посты, молитвы, споры о правильности наших воззрений на Бога, нас не спасёт даже личный аскетический подвиг. Если не будет этой живительной струи самозабвенного служения тем, кто нас окружает, вера наша останется мёртвой. А мы, по сути, ничем не будем отличаться от тех представителей иудейской религии, которые были внешне очень набожны, однако, несмотря на это, распяли Своего Мессию. А потому постараемся строить здание своей веры на твёрдом фундаменте. Мы приходим в Церковь не для того, чтобы соревноваться в своем ритуальном благочестии, мы приходим сюда, чтобы научиться по-человечески относиться к своим ближним, кем бы они ни были, служить им в силу своих талантов и способностей. Именно это служение даёт нам живую, благодатную веру, которая творит чудеса и открывает нам уже здесь в этой жизни Царство Небесное.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!