Евангелие от Матфея, Глава 8, стихи 14-23. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 8, стихи 14-23

14 Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке,

15 и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им.

16 Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных,

17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни.

18 Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону.

19 Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.

20 И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.

21 Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

22 Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.

23 И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Мы с вами неоднократно говорили о том, что для более полного понимания библейского текста необходимо обладать знаниями об историко-культурной среде, в которой жил и действовал Господь Иисус. В отношении сегодняшнего чтения подобные сведения нам как раз и понадобятся.

Начинается прозвучавший отрывок из Евангелия от Матфея с упоминания об исцелении Христом тёщи апостола Петра. Эта женщина страдала горячкой. Иными словами — лихорадкой, которая на Ближнем востоке в ту эпоху считалась болезнью смешанной духовно-физической природы. Подчас источником горячки считались злые духи — их необходимо было изгнать при помощи специальных молитвословий и обрядов.

По версии апостола Матфея, Спаситель оказывается в доме у Петра после совершения множества иных чудес. По версии апостола Марка (ученика апостола Петра) исцеление тёщи произошло после проповеди в синагоге. Но вне зависимости от разницы деталей мы вместе с современниками Христа становимся свидетелями мгновенного чуда (без продолжительных молитвословий). Спаситель просто берёт женщину за руку и поднимает её с одра болезни. Сразу после этого полная сил тёща Петра начинает исполнять дела по хозяйству.

Известие о случившемся разлетелось по городу. К Спасителю начинают приводить и приносить многих больных и бесноватых. И все они получают выздоровление от своих тяжелых недугов. На месте Христа иной житель Ближнего востока (где до сих пор любят почёт и уважение) непременно воспользовался бы приобретённой славой. Но Спаситель поступает иначе. Он просит учеников снарядить лодку и отправиться в другое место. Господь Иисус тем самым демонстрирует Свою абсолютно бескомпромиссное отношение к почитанию народных масс. Он с самого начала сторониться любых форм суетного поклонения.

Вот почему Христос довольно жёстко отвечает законнику, который на публику выражает желание следовать за удивительным Учителем. Спаситель видит, что мотивация слов законника обусловлена жаждой приобретения народного почитания и славы. Христос обличает и второго слушателя. Тот просит у Господа отсрочки. Говорит о необходимости совершения погребения умершего отца. Но для Спасителя эти произнесённые на публику слова тоже становятся проявлением лицемерия.

Какую мысль хочет донести до нас сегодняшнее евангельское чтение? В первую очередь речь идёт о предельной честности в отношениях между человеком и Богом. Мы ясно видим, как Сын Божий не только Сам сторонится любых форм полуправды и лицемерия, но и отказывается общаться с теми людьми, которые оказываются склонны к подобным вещам.

Исцеляя от горячки тёщу Петра, Спаситель избирает максимально простое поведение, лишённое какой-либо торжественности и изощрённости. Падким на пафос законнику и безымянному юноше Господь даёт самую настоящую отповедь. В первом случае Он явным образом демонстрирует непримиримость к попыткам приобрести с помощью Евангелия какое-то важное положение в обществе. Во втором — Он запрещает любые попытки идти путем лукавого конформизма, когда человек только на словах верен Евангелию, но в поступках следует логике мира сего.

Мы видим, что в общении со Христом отговорки и компромиссы просто не работают. Это, впрочем, не означает, что христианин должен стать каким-то узкомыслящим радикалом. Речь об ином. А опять же — о предельной честности в отношениях между Богом и человеком. Не нужно думать, что Господа можно обмануть или отделаться от Него с помощью исполнения каких-то обрядов.

Отец Небесный призывает нас следовать путем Его Божественного Сына, Который, являясь эталоном милосердия, видел главной целью Своей миссии раскрытие правды Божией. И правда эта, прежде всего, состоит в том, чтобы без оглядки на стороннее одобрение, планов на повышение популярности или каких-либо иных форм лукавства исполнять каждый день своей жизни заповеди Господни.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!