Евангелие от Луки, Глава 1, стихи 24-25,57-68,76,80
24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
57 Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
58 И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.
59 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
60 На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
61 И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.
62 И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его.
63 Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.
64 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
65 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.
66 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
67 И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:
68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,
80 Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.
Существует миф о том, что верующие люди падки на различные чудеса. На самом деле, здоровая религиозность по отношению к сверхъестественным событиям настроена очень и очень осторожно. Местами — даже скептично. Потому что по-настоящему верующий человек ищет, в первую очередь, не чудес, а молитвенного общения с Богом, а также исцеления своего естества от различных духовных заболеваний.
В аскетической практике Православной Церкви есть даже такое неписаное правило. Если тебя посетило какое-то видение или ты стал свидетелем чуда, не принимай его сразу и безоговорочно. Потому что источником мистического опыта может быть совсем не Бог, а мир тёмных духов. Если чудо пришло от Господа, Он не обидится на проявленное недоверие, но найдёт иной путь достучаться до сердца человека. Если же от — дьявола, то при помощи осторожности можно будет избежать расставленной ловушки.
В сегодняшнем евангельском чтении рассказывается о том, как свидетелем чуда Божия стал ветхозаветный священник Захария. Ему во время богослужения явился архангел Гавриил и поведал, что престарелая и бездетная супруга Захарии — Елисавета — родит долгожданного ребенка. Этот мальчик станет пророком Божиим, в задачу которого войдёт подготовить народ Израильский к приходу Спасителя-Мессии.
Захария не поверил словам архангела. Но не потому, что не верил в Бога. А потому что очень боялся ошибиться и принять за откровение Господне что-то иное. Священник очень хотел приобрести наследника, ведь бездетность считалась в древнем Израиле знаком богоотверженности. Но смиренно принимал выпавшую на его долю участь.
Посланник Божий решил доказать Захарии, что его весть является истинной. В знак правдивости видения Гавриил лишил священника возможности говорить до тех пор, пока Елисавета не родит сына. Пророчество архангела сбылось. И в семье Захарии родился ребенок, названный Иоанном. Что в переводе на русский означает — «милость Божия». Именно такое имя дал сыну Захария, снова получивший возможность говорить.
Пророк Иоанн, рождение которого мы сегодня вспоминаем, является, с одной стороны, продолжателем ветхозаветной традиции пророческого служения. А с другой стороны — довольно сильно отличается от своих предшественников. В первую очередь тем, что в течение жизни не совершил ни одного чуда. Он не исцелял болезни, не воскрешал мёртвых, не предсказывал в точности будущее.
Всё перечисленное не входило в задачу Иоанна, понимавшего, что, на самом деле, никакие чудеса и знамения не способны сделать человека по-настоящему верующим. Последующие события только подтвердили эту логику. Христос Спаситель совершил в течение земного служения множество исцелений и прочих чудес, но многие Его противники так и остались на своих позициях. И более того — решились на казнь Сына Божьего.
Миссия пророка Иоанна, говорившего о внутреннем изменении человека, о необходимости покаяния как коренного преображения и согласования жизни с заповедями Божиими, актуальна и в наши дни. Сегодня многие люди, насмотревшись блокбастеров, в реальной жизни ищут чего-то необычного, сверхъестественного. Подобный запрос они адресуют и Церкви, фактически требуя от Неё чуда. Но единственное чудо, которое способно Православное христианство человеку предложить, это чудо победы над грехом, внутреннего перерождения, перехода от тьмы к свету. И все необходимые средства — в первую очередь, благодатные таинства — для этого у Церкви есть.