Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 9-15. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 9-15

09 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,

10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.

11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;

12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;

13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;

15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Посылая своих учеников на проповедь, Господь Иисус Христос дал им предельно чёткие и понятные инструкции. Он сказал, что они должны взять с собой, это повеление звучит странно: ученики должны просто встать и пойти, без какого-либо имущества, без запаса провианта, без запасной одежды, без чего-либо ещё, пойти так, как будто бы они отправляются не в дальнюю и непростую дорогу, а просто вышли на прогулку по окрестностям. Сказал Господь и о том, как необходимо себя вести в том месте, на которое апостолы придут ради проповеди Евангелия: ученики должны были узнавать, кто среди обитателей населённого пункта достоин, и идти в дома этих людей. Это тоже довольно странное повеление: кажется более логичным проповедь в синагогах и на площадях, там, где ее могут услышать многие люди, но нет, Господь посылает учеников на частную проповедь среди достойных. Но кто эти достойные? Какие критерии определения достоинства? Об этом в Своём наставлении апостолам Спаситель ничего не говорит, поэтому нам стоит самим попытаться реконструировать метод определения достоинства, и вслед за этим попытаться понять, кем именно были те люди, к которым Господь отправил Своих учеников с проповедью.

Сделать это довольно просто. Так как в тексте Евангелия нет каких-либо определений достоинства, но сказано лишь, что ученики должны по пришествии в город «наведываться, кто в нём достоин», то это означает лишь одно: критериями достоинства здесь выступают некие внешние и всем очевидные характеристики. По сути дела, апостолы должны были приходить в селения и спрашивать о достойных людях у первых встречных, которые, конечно же, могут судить лишь о внешнем, но никак не о внутреннем достоинстве человека. Точно такой же вопрос можно адресовать и нашим современникам, а потому можно спросить самих себя: кого считают достойным люди? Во-первых, выбор будет происходить среди людей более-менее известных, что уже является первой характеристикой достойного человека, во-вторых, достойными будут названы люди, которые хороши с точки зрения общества, то есть те, кто не совершает явных грехов, кто заботится о других, кто приятен в общении, кто располагает какими-то средствами и готов их тратить не только на себя. Если же мы вспомним, что израильское общество первого века по Рождестве Христовом было исключительно религиозным, то получим некоторые дополнительные признаки достойных людей: это благочестивые иудеи, ожидающие Пришествия Мессии. Получается, что Спаситель отправил Своих учеников на проповедь среди известных и благочестивых иудеев, каковыми были в первую очередь фарисеи.

Нет никаких сомнений в том, что апостолы в своей миссии строго соблюдали повеления Христовы, а потому во время странствования по Израилю обращались лишь к тем, кто, согласно общественному мнению, достоин и вместе с этим готов их слушать. Но, как мы знаем из Евангелия, очень скоро выяснилось, что большинство из этих людей не было достойно в высшем смысле этого слова. Эти люди, слушая Христовых учеников, видя многочисленные знамения, оказались не готовы деятельно откликаться на проповедь и что-либо менять в своей жизни, ведь они уже ощущали себя не только достойными членами общества, но и, вслед за этим, достойными встретить Мессию и Его Царство.

В какой-то степени этих людей можно понять: те изменения, которые требует от человека Христос, лишают внешнего признаваемого обществом достоинства, Воплощённый Бог хочет, чтобы Его последователи отказались от всего того, что они считают своим по праву, чтобы они всё оставили ради Христа и жили исключительно исполнением Его слов. Сделать это тем труднее, чем выше и значительнее человек в глазах общества, потому что в таком случае отказываться придётся от очень многого. Удивительным образом получается, что внешнее достоинство зачастую противостоит внутреннему христианскому достоинству, которое состоит в деятельном стремлении к исполнению Евангелия, и ни в чём ином.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!