Евангелие от Матфея, Глава 9, стихи 14-17. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 9, стихи 14-17

14 Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?

15 И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.

16 И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.

17 Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим краткий диалог Христа с учениками Иоанна Крестителя. Как известно последний был великим аскетом, носил грубую одежду, питался саранчой и диким мёдом. Практика поста в ветхозаветном иудаизме не была подробно разработана и обязательным был только пост в праздник Йом Кипур. Можно было поститься больше, но это относилось к частным практикам и благочестивым традициям.

Итак, ученики Иоанна подходят ко Христу и спрашивают, почему его ученики не постятся. Мы можем вспомнить, как ученики Христа просили Его дать им молитву. В этой просьбе они ссылались на других учителей, которые давали ученикам особые молитвы. Из того, что Сам Спаситель, со Своей стороны, не давал ученикам ни молитвенного, ни постного правила, но только отвечал на их просьбы, можно сделать простой вывод: в своем научении Он делал акцент на чём-то другом. Чтобы понять специфику этой Христовой педагогики, стоит обратиться к ответу ученикам Иоанна, который мы услышали сегодня.

Первый пост, с которым мы встречаемся в Священном Писании, — это пост Адама и Евы, которые могли есть всё, кроме плодов с древа познания добра и зла. Смысл этого поста, как на самом деле и всякого поста, был прост: воспитание воли в послушании Богу. Воздержание не было самоцелью, но средством... Человек, не умевший собой владеть, должен был научиться положительному исполнению воли Божией.

Уже после грехопадения, когда люди не были способны к исполнению божественного замысла, они постились просто для того, чтобы их падение не было окончательным, чтобы они не деградировали, не свели свою жизнь к полному и безоглядному потреблению. Пусть мы не можем делать всего, но сделаем хотя бы малую часть... чтобы показать, что мы не зачерствели окончательно, не до конца подчинились сами себе.

Но кем же в контексте истории мира был Иисус Христос? Он был новым Адамом, который всей своей жизнью являл положительный пример того, как можно жить по воле Божией, как есть, но не объедаться, пить, но не упиваться, как сносить нападки, сохраняя при этом человеческое достоинство. Но самый главный пример, который являл Спаситель, — это пример правильного отношения к окружающим его людям. Жертвенного, ответственного, исполненного любви и снисхождения... В первую очередь, ученики должны были увидеть на живом примере Христа, каким должен быть настоящий человек. Перед выходом на служение, Спаситель долго постился в пустыне, но цель Его была не просто воздержание само по себе, и поэтому, выйдя к людям, Он живёт полной человеческой жизнью, показывает ученикам, что эта полная жизнь без греха вполне возможна. Христос находится рядом и наставляет их, чтобы они опытно поняли, что не только грех доставляет радость, что радость возможна без греха. Потом, когда учитель и наставник у них отнимется, они будут пробовать жить по воле божией самостоятельно.

Сегодня мы, как и апостолы в своё время, стремимся жить по воле Божией. Мы не способны, как Иисус Христос, жить полноценной жизнью без греха и поэтому должны поститься, воспитывая свою волю. Но это воспитание не ради воспитания, а ради того, чтобы научиться безгрешной радости и обрести её полноту в Царстве Небесном.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!