Евангелие от Матфея, Глава 7, стихи 21-23
В сегодняшнем чтении мы слышим строгое предупреждение Христа, суть которого в том, что слова, обращённые к Богу, должны быть подкреплены делами. Мало призывать Его в собственную жизнь, необходимо, чтобы в самой этой жизни, в своём сердце, человек дал место Божиему присутствию.
По-своему, это кажется настолько очевидным, что и рассуждать тут нечего. Мы не видим, чтобы Спаситель как-то подробно на этом останавливался, ведь всем очевидно, что говорить можно много, но вес имеет только то, что связанно с реальной жизнью. Однако тут возникает резонный вопрос. Причём возникает не только у нас, он возникает в самом тексте, звучит из уст людей, которые говорят Христу о чудесах, которые они совершали Его именем. Вот, Господи, чудеса, которые мы творили Твоим именем. Мы не только пророчествовали, мы изгоняли бесов и вообще творили множество чудес! Разве они не доказывают нашей правоты и того, что мы были верны Тебе? Им не просто кажется, они уверены, что знали и знают Христа, но вдруг оказывается, что Он никогда не знал их.
Звучит всё это довольно странно. Для большинства из нас чудо — самое верное доказательство истинности чего бы то ни было. Ведь чудо совершает Бог, а он не будет помогать грешникам. По крайней мере народное сознание было уверено в этом во все времена. Здесь можно вспомнить слепорождённого, который прозрев и объясняя свою веру во Иисуса другим, так и говорил: «мы знаем, что грешников Бог не слушает». Что же? Неужели прозревший слепорождённый был неправ. Неужели чудо не является критерием святости?
Чтобы ответить на этот вопрос, задумаемся над тем, почему происходит чудо? В самом Писании мы видим два ответа. Часто Христос совершает чудеса по любви, откликаясь на нужды людей. В то же время иногда Он говорит, что чудо происходит для того, чтобы явить Его связь с Отцом, чтобы открылась Его слава. Очевидно, что чудеса действительно могу быть доказательством связи с Богом, но они никак не гарантируют её... Потому что могут происходить просто по Божией любви, а не по нашему совершенству. Именно поэтому подлинно святые люди никогда не считали, что чудеса, которые совершались по их молитвам, свидетельствовали об их совершенстве. Более того, Сам Христос не делал чудеса центром собственной жизни. И главным делом, в котором Он прославился и через которое будет прославлен Его Отец, Спаситель называет дело спасения людей. Спасения не через чудеса, хотя они и были важны, спасения через исполнение воли Божией. Мы восхищаемся чудесами и радуемся тому, что они и сегодня происходят в нашей жизни. Но самым главным чудом оказывается человек, который несмотря на весь разгул страстей в нашем мире, оказывается готов к целомудрию, к кротости, к жертвенной любви. В его жизни происходят чудеса. Они могут быть не такими заметными, чтобы люди посчитали его особенным, но именно на такой деятельной праведности и держится мир.