Евангелие от Матфея, Глава 7, стихи 15-21. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 7, стихи 15-21

15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.

16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?

17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.

18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.

19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.

20 Итак по плодам их узнаете их.

21 Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим проповедь Христа о лжепророках. Когда современный человек слышит это слово, ему представляются люди, которые ошиблись в предсказаниях и прогнозах. Однако на самом деле слово «пророк» в Ветхом Завете означало не только того, кто говорит о будущем, но и того, кто толкует Священное Писание, сообщая людям о воле Божией. В таком случае понятие «лжепророк» обретает более широкий смысл. Им может оказаться человек, который толкует Писание и говорит о воле Божией, но при этом искажает её в угоду себе. Лжепророки, которых имеет в виду Христос, явно искажали не будущее, а настоящее. Неслучайно Спаситель заговаривает о них после того, как призывает учеников идти узким путём. Его учение предполагает, что человек становится хозяином самому себе, что он обладает волей и способностью к самоограничению и жертвенности. Это значит, что лжепророк — это человек, идущий по широкому пути к удобному и комфортному христианству. Речь совсем не обязательно о лжеучении, ведь речь может идти и о ложной жизни.

На первый взгляд всё, о чём говорит Христос, довольно понятно. Существует церковная община, в которой есть простые верующие и есть человек, который приходит в неё как знающий и власть имеющий и говорит от лица Бога, но плоды слов его не спасительны и ведут в погибель. Однако при внимательном взгляде на пример, который приводит Христос, возникает одно уточнение: волк в овечьей шкуре, это тот, кто хочет выглядеть так же, как все, как овцы... то есть этот человек не обязательно обладает пастырскими амбициями, просто он стремится жить по-своему, в своё удовольствие и рассуждать при этом о воле Божией. Нам кажется, что губителен в этом смысле только человек, говорящий со властью, но мы недооцениваем роль примера, который показывает простой человек, такой же, как все. Люди боятся лжеучителей и, конечно, правильно делают, но при этом не смущаются и берут пример с таких же простых людей, как они. И это уточнение позволяет услышать слова Христа в ином свете, ведь вместо того, чтобы смотреть с недоверием на другого, человек может посмотреть с недоверием на самого себя. Легко думать, что лжепророк — это кто-то другой, но каждый из нас может оказаться для другого таким лжепророком. Например, мы можем быть в конфликте с каким-то человеком и оправдывать себя в нежелании его прощать или самому просить о прощении. Все, кто знают, что мы христиане... все, для кого мы хоть сколько-нибудь авторитетны, будут смотреть на нас и воспринимать наше поведение как пример для подражания; как молчаливое, но от этого не менее красноречивое толкование слов Христа о том, что врагов необходимо прощать. Кем мы будем после этого? Лжепророками. При этом мы можем сохранить чистоту веры, мы можем быть строгими в формальных правилах жизни, но позволяя жестокость и превозношение... и являя отрицательный пример другим, мы, пусть не словом, но делом будем пророчествовать не о том, о чём пророчествовать должны. Прекрасно понимая это, Христос напоминает нам о том, что важны не столько слова, которые мы говорим, важна жизнь, через которую мы являем волю Божию другим.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!