Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 33-41. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 33-41

33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;

35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Почти вся пятая глава Евангелия от Матфея содержит в себе речь Господа Иисуса Христа, построенную на противопоставлениях: Спаситель цитирует Ветхий Завет, произнося фразу «Вы слышали, что сказано», а после этого Он даёт Свой комментарий к этим цитатам, которые начинаются со слов «А Я говорю вам». Кажется, что через эти противопоставления Христос предлагает какое-то новое учение, не имеющие ничего общего с Ветхим Заветом.

В этом отрывке мы видим два таких противопоставления: в первом речь идёт о клятвах, во втором — об противлении злу силой. Ветхий Завет предполагал и клятвы, и насилие; и первое, и второе было допустимо. Более того, был дан регламент как для клятв — их нельзя нарушать, так и для насилия — оно должно быть исключительно в виде ответа на уже совершённое применение силы и не должно превосходить его. То есть идея обеих этих заповедей состоит в том, чтобы ограничить произвол: клятвы без их последующего исполнения приведут к погружению общества в тотальную ложь, а ничем не ограниченная жажда мести зальёт землю кровью.

Собственно, так и было до появления закона Ветхого Завета: насилие и ложь не имели никакого предела, их ограничить мог лишь голос совести, но совесть, как мы все прекрасно понимаем, легко поддаётся обучению, среди прочего, она стремится консолидироваться с тем, как поступает окружающее нас большинство, поэтому совесть как единственный ограничитель весьма слаба. Нужно было нечто внешнее. И это внешнее появилось: данный Богом Моисею закон. Но можно ли назвать совершенным и универсальным тот закон, который имеет лишь ограничительное значение? Да, он хорош в своём месте и в своё время, он положил начало правовому обществу, но что дальше? Способен ли такой закон помочь человечеству не только приемлемым образом организовать общественную жизнь, но и двигаться дальше — к Богу? История Ветхого Завета дала ответы на эти вопросы, эти ответы очень краткие, они выражены одним словом, и это слово — «нет».

С пришествием Христа Спасителя наступила новая эпоха, эта эпоха открыла человечеству беспрепятственный путь восхождения к Богу и уподобления Ему, но для того, чтобы путь этот был успешен, необходим другой закон — закон простоты и забвения самого себя ради блага ближнего. В эпохе Нового Завета нет места клятвам, но есть место честности и верности своему слову, нет в нём места и насилию, но есть место Богу, Который сказал, что Его Царство — не от мира сего (см. Ин. 18:36), следовательно, оно утверждается не оружием и не кулаками, а соблюдением Христова слова.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!