Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 20-26. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 20-26

20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.

23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,

24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;

26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В начале своего земного служения Господь Иисус Христос не делал каких-либо резких высказываний в адрес книжников и фарисеев, да и вообще, в начале Он обращал Своё слово прежде всего к этим людям, именно они были Его первоначальной целевой аудиторией. Постепенно стало очевидным: ни книжники, ни фарисеи, ни саддукеи, ни израильские старцы категорически не готовы слышать Христово слово, по этой причине Господь изменил как аудиторию Своей миссии, так и риторику в отношении книжников, фарисеев и всех тех, кто считал себя учителями народа.

Слова, которые мы только что услышали, были произнесены в начале Христова служения, а потому Господь ещё далёк от того, чтобы называть книжников и фарисеев «окрашенными гробами» (см. Мф. 23:27) или же утверждать, что их отец дьявол (см. Ин. 8:44). Более того, здесь Спаситель говорит о праведности книжников и фарисеев. Причём говорит Он об этом не в контексте печальной иронии, а в самом прямом смысле: они праведны. Но у праведности, если следовать словам Христа, есть разные уровни и неодинаковые формы. А ещё оказывается, что не всякая праведность способна помочь человеку достигнуть вожделенной цели — Царства Небесного.

Здесь нам стоит подумать о том, что именно подразумевает под собой понятие «праведность». Это слово довольно часто встречается на страницах Священного Писания, а впервые мы с ним сталкиваемся в 15-й главе книги Бытия в истории про праотца Авраама, который поверил Богу и это было вменено ему в праведность. Из контекста понятно, кем именно было вменено — Богом. То есть именно Бог определяет, что является праведностью, а что ей не является. Авраам жил до дарования Богом письменного закона, а потому он мог ориентироваться только на им лично полученные от Бога откровения, которые в первую очередь подразумевали доверие, ведь без него откровение не было бы принято как таковое, а потому само по себе доверие Богу и было для Авраама праведностью. Значительно позже Бог даровал человечеству Свой закон, следование которому тоже означает праведность. Закон заменил собой прямое откровение от Бога, всё стало довольно просто и прозрачно: Бог уже выразил Свою волю, задача человека состоит лишь в том, чтобы следовать ранее зафиксированной воле и, по возможности, не задавать слишком много вопросов. Но жизнь не стоит на месте, а потому вопросы всё же возникали. Поиски ответов на них заключались не в том, чтобы обращаться к Богу, а в более глубоком и детальном исследовании записанного закона. Такая система, пусть и с оговорками, но справлялась со своими задачами: народ Израиля сохранил и сам себя, и понятие об Едином Истинном Боге. Более того, уровень веры и праведности открыли возможность Боговоплощения. Христос обращался к людям, которые были способны Его понять, это не случайность, а результат многовековой жизни по данному Богом закону. Или, иначе, результат многовековой законнической праведности. Такая праведность во всех смыслах хороша и похвальна, но она не совершенна, ведь она за буквой закона зачастую не видит и не слышит Бога.

Господь Иисус Христос объясняет, что это означает. Он приводит несколько особенно ярких примеров, но, чтобы понять Его мысль, достаточно остановится на первом из них. Спаситель напоминает о запрете убийства. Запрет понятен и прост, его буквальное прочтение означает, что нельзя никакого лишать жизни. Но что такое «убийство»? Чем оно продиктовано? Что за ним стоит? Любое убийство — следствие гнева, который приводит к тому, что гневающийся перестаёт видеть в другом человеке бесценный образ Божий, человек становится для него чем-то близким к неодушевлённому предмету, чем-то мешающим и раздражающим, таким, от чего необходимо попытаться избавиться. И дело именно в этом, а в не в собственно убийстве, убийство — это лишь следствие, чтобы его не было, необходимо осознать причину, которая к нему приводит, ведь эта причина по своей сути равна действию, направленному на лишение жизни.

Тот, кто способен внутри самого себя устранить причины, приводящие к нарушению божественного закона, и есть поистине праведен, именно такой человек имеет шанс войти в блаженную вечность со Христом. И дай нам всем Бог достигнуть этой высшей праведности!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!