Евангелие от Иоанна, Глава 21, стихи 15-25
15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.
19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?
21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.
23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? -
24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
В сегодняшнем чтении мы слышим диалог Спасителя с апостолом Петром. Этот момент евангельской истории некоторые авторы называли восстановлением Петра в апостольстве. В своё время он уверял Христа в готовности пожертвовать жизнью, но в трудную минуту предал и трижды отрёкся. Сегодня мы слышим, как Учитель и ученик снова говорят о любви. По-русски диалог звучит просто, потому что употребляется одно и то же слово «любовь». В то же время писавший по-гречески евангелист Иоанн, употребляет разные слова, чтобы показать, что хотя и Иисус, и Пётр говорят о любви, они подразумевать разные чувства и состояния.
Несмотря на то, что в нашем языке слово «любовь» действительно единственное в своем роде, мы понимаем, что любовь юноши к девушке, мужа к жене, любовь старых друзей или любовь к Родине — это чувства похожие, но всё же разные. Наши отношения меняются со временем, они могут развиваться и становиться глубже, но могут и деградировать, становиться примитивными. Некоторые чувства зависят от сознания в большей степени, некоторые в меньшей, но зачастую люди воспринимают всё, что с ними происходит, как то, что с ними случается и находится вне их власти. Конечно, любовь матери к ребёнку, как и влюблённость, в начале носит биологический характер, но даже эти отношения мы можем выстраивать так, что они станут зависимыми и потребляющими или, напротив, радостными, жертвенными и ответственными.
Сегодняшнее Евангельское чтение говорит о том, что отношения с Богом мы тоже можем выстраивать по-разному. Они могут вызревать и становиться глубже, с нашей стороны в них может наступать охлаждение, разочарование и или обновление и откровение новых граней, новой глубины. Наивно думать, что можно сразу начать христианскую жизнь с подлинной глубокой любви к Богу. Такую любовь невозможно испытывать тотчас, для этого нужно воспитать свое сердце. Вера может начаться с очень сильного и радостного чувства, но оно обязательно станет тише, спокойнее, а, может быть, и вовсе угаснет, так что человек решит, что остались лишь рациональные доводы и привычка. На самом деле все эмоции оказываются для нас лишь трамплином, они захватывают нас, увлекают, мы переживаем сильный внутренний подъём, нам будто бы подарены крылья... Но что мы будем с ними делать, зависит от нас. Будем ли мы лететь или только планировать, подчиняясь потокам воздуха, или сложим их и начнём падать.
В этом и заключается тайна, о которой Христос прикровенно говорит в сегодняшнем чтении Петру. Ты хозяин своего сердца. В молодости ты любил Бога по-своему, как умел... и в этой любви было всякое, и верность, и предательство, но придёт время, и твоя любовь изменится. Ты ответишь на любовь Господа и полюбишь так, что уже не предашь никогда. Однако для Петра, который слышит Христа, — эти слова, как весть из будущего... Того будущего, которое он должен будет построить сам, потому что он, как и, каждый из нас, хозяин собственного сердца.