Евангелие от Иоанна, Глава 14, стихи 1-11. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 14, стихи 1-11

01 Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.

02 В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.

03 И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.

04 А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.

05 Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?

06 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

07 Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.

08 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.

09 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?

10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.

11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В этом отрывке есть очень таинственные и странные слова Господа Иисуса Христа, на которые невозможно не обратить внимание. Господь сказал: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я». Эти слова естественным образом вызывают вопрос о том, какие именно обители имеет в виду Господь. Если мы обратимся к оригинальному греческому тексту, то увидим, что слово, которое на русский переведено здесь как «обитель», встречается в Священном Писании всего лишь два раза, и оба раза в 14-й главе Евангелия от Иоанна. Первый раз в уже упомянутом контексте, то есть как указание на некое грядущее состояние в общении с Богом-Отцом, второй раз это слово звучит в ответе Христа апостолу Иуде, брату Господню: «Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). Здесь мы видим несколько иное словоупотребление: речь идёт не о грядущем пребывании у Бога, а о том, что Сам Бог сходит к исполняющему Христовы слова человеку.

В Евангелии есть немало указаний на то, что Христос Своим Воплощением, Страданием, Смертью и Воскресением устранил пропасть между жизнью будущего века и жизнью временной. Рай и ад теперь находятся не где-то там, они и здесь, и там. Начинаются они сейчас, а их продолжение — в вечности. Следовательно, это не какие-то места, это состояния, которые самым непосредственным образом связаны с любовью ко Христу, а любовь, в свою очередь, имеет своим выражением исполнение Христовых заповедей. Очевидно, что заповеди можно исполнять по-разному, ведь в них нет того предела, после которого можно сказать, что они исполнены в совершенстве, да и вообще у любви нет и не может быть предела, а это означает, что райское блаженство не одинаково и не однородно.

Именно на это, по мнению авторитетных святых толкователей, указывают слова Христа о многих обителях в доме Его Отца. К примеру, святитель Григорий Двоеслов сказал по этому поводу такие слова: «Если бы все праведные во блаженной вечности имели равное воздаяние, то там была бы одна обитель, а не много. Много же их оттого, что праведники будут размещены в них по своему чину, чтобы они могли вместе радоваться о своей праведности. А то, что живущие во многих обителях все получат по динарию (Ср. Мф. 2:1-16), означает, что блаженство одно и все, кто будет там, обретут его. Но одно и то же воздаяние имеет разную меру за разные дела».

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!