Евангелие от Иоанна, Глава 11, стихи 47-57. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 11, стихи 47-57

47 Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит.

48 Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.

49 Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете,

50 и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.

51 Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ,

52 и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.

53 С этого дня положили убить Его.

54 Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими.

55 Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься.

56 Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придет ли Он на праздник?

57 Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Многие из нас тяготеют к категоричности в отношение как к самим себе, так и другим людям: нам зачастую кажется, что человек бывает либо однозначно хорошим, либо, напротив, он плох во всём и всегда. Кажется, что совершённые и совершаемые грехи тяжёлой неизгладимой печатью ложатся на всё, что говорит и делает человек. В особенной же степени это проявляется в отношении к священнослужителям, которые тоже люди, а потому не могут жить и не согрешать, но если их грехи становятся явными, то возникает ощущение, будто бы и их священнические действия страдают от этих грехов, становятся неполноценными и в каком-то смысле ущербными.

С одной стороны, это действительно так. В литургии святителя Василия Великого есть слова, которыми молится священник после принесения Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовых: «Помяни, Господи, по множеству сострадания Твоего, и моё недостоинство, прости мне всякое согрешение как вольное, так и невольное, и за мои грехи не отведи благодати Святого Твоего Духа от предлежащих Даров». Но вместе с этим, Бог сильнее человеческого греха, а потому Он действует и в тех, кто согрешает.

Подтверждение этому тезису мы находим в нынешнем евангельском отрывке: первосвященник Каиафа, согрешая вместе с другими первосвященниками и фарисеями замыслом убийства Спасителя, произносит в истинном смысле пророческие слова: «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб». Конечно, он имел в виду, что лучше убить Христа, чем вызвать недовольство римской власти с дальнейшей расправой над многими людьми, но апостол и евангелист Иоанн Богослов, а вместе с ним и Церковь, понимают эти слова значительно шире: Христос воплотился, чтобы умереть и через это спасти всё человечество от греховной погибели. Сам Каиафа, конечно же, не мог вкладывать такой смысл в свои слова, но апостол Иоанн Богослов делает замечание, что «сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрёт за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино». То есть, несмотря на грех и собственное непонимание, слова Каиафа не были лишены истины, Бог продолжал действовать через него как через законного первосвященника. Наш грех не препятствует Богу, но он препятствует самому человеку, так, как препятствовал Каиафе: грех не давал ему услышать и понять собственные слова. Получается, что и любой другой согрешающий человек может свидетельствовать об истине, но не для себя самого, а исключительно для внешних.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!