Евангелие от Иоанна, Глава 9, стихи 1-38. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 9, стихи 1-38

01 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

02 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

03 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

04 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.

05 Доколе Я в мире, Я свет миру.

06 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,

07 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

08 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?

09 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.

10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?

11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.

12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.

13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям.

14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.

15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.

16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.

17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.

18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего

19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?

20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,

21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.

22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.

23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.

24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.

25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.

26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?

27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?

28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.

29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.

30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.

31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.

32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.

33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?

36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Первое знамение, которое сотворил Господь, было во время свадебного пира в Кане Галилейской, там Спаситель претворил воду в вино, то есть изменил вещество. Во время насыщения пятью ячменными хлебами и двумя рыбами пяти тысяч человек в пустыне Господь умножил вещество. Здесь же мы видим ещё одно знамение: Спаситель проявляет Себя как Творец, Он творит то, чего раньше не было, Он частично воспроизводит шестой день творения — создаёт из земли глаза слепого от рождения человека. Даже одного из этих знамений должно быть достаточно для непредубеждённого человека, такого, каким был бывший слепец, он не знал ничего, кроме того, что этот Человек — Иисус — избавил его от врождённой слепоты, и этого знания оказалось достаточно: он уверовал и поклонился Христу как Богу.

Наряду с бывшим слепцом, помимо зевак, мы здесь видим ещё две категории людей, представители этих двух категорий не готовы сделать один лишь шаг навстречу вере и спасению: речь идёт о фарисеях и родителях исцелённого. С первыми всё понятно, они уже давно приняли решение уничтожить Христа, ведь Он был возмутителем спокойствия, никакие Его слова и действия не могли что-либо изменить. Конечно, такое ожесточение может показаться гипертрофированным, но можно посмотреть на нашу обыденность, все мы так или иначе, но сталкивались с теми, кто испытывает немотивированную неприязнь к нам, а может быть и сами мы бывали в незавидной роли испытывающих такую неприязнь.

Значительно сложнее обстоит дело с родителями бывшего слепца. Они, как об этом пишет апостол и евангелист Иоанн Богослов, просто боялись. Боялись настолько, что отказывались прямо отвечать на вопрос, отсылая вопрошающих к своему сыну и тем самым подвергая его риску. Их страх затмевал собой и радость за исцелённого сына, и здравое восприятие реальности, и, что самое важное, возможность обрести спасительную веру в Воплощённого ради нашего спасения Бога. Страх же их толкал ко греху: они, отказываясь давать ответ на вопрос, на который у них был ответ, совершили грех против истины, из-за собственного страха они поставили под удар сына. Казалось бы, страх — естественная реакция человека на опасность, но эта естественная защитная реакция приводит к очень печальным последствиям, а потому в христианстве не может быть места для страха, с ним нужно бороться, его нужно изгонять, потому что «боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4:18).

Если следовать Евангелию от Матфея, то первые слова, которые сказал Своим ученикам Господь Иисус Христос после Воскресения, были такие: «Радуйтесь!» (Мф. 28:9), а вслед за этим — «Не бойтесь» (Мф. 28:10). Победа над собственным страхом, как мы видим в этом и во многих других евангельских эпизодах, открывает человеку путь ко Христу, ведь в преодолении страха содержится исполнение Христовой заповеди, и дай нам всем Бог одержать эту победу!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!