Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 31-42. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 31-42

31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,

32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными.

33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?

34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.

35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.

36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

37 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.

38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.

39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.

40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.

41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.

42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Христос воскресе!

Принято говорить, что мы живём в эпоху постмодерна. Отличительной чертой её является относительность истины. Адепты постмодерна утверждают, что правда у каждого своя. И никакой объективной истины фактически нет. Что, конечно, не так. С точки зрения христианства правда, не зависящая от человеческой превратности, безусловно, существует. И такой истиной является Сам Бог. При этом Он не воспринимается христианами как какой-то абстрактный абсолют. Господь явил Себя две тысячи лет назад в Своём Божественном Сыне и одновременно в Своём Слове — Иисусе из Назарета, ставшим живым воплощением истины Божией. Об этом и идёт речь в сегодняшнем чтении из евангельского повествования апостола Иоанна Богослова.

Мы становимся свидетелями беседы Христа с иудеями под сводами Иерусалимского храма. Мы видим, как в рамках данного диалога происходит столкновение двух видений — духовного и земного. Господь Иисус указывает, что верующий в Него найдёт истину и истина сделает такого человека свободным. Иудеи же в ответ начинают хвалиться, что являются богоизбранным народом, а потому никогда и никем не могут быть побеждены и пленены. Сама реальность, надо сказать, указывала на неправоту такого утверждения. Во времена Христа Иудея была захвачена Римом. Но как писал поэт Александр Пушкин «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!».

Для Христа политические обстоятельства, впрочем, не имели существенного значения. Более того, вынужденное вхождение Иудеи в состав Римской империи сыграло на руку христианству, успешно сумевшему перешагнуть границы еврейской цивилизации. Для Спасителя при разговоре о свободе и рабстве важным было подчеркнуть внутреннее состояние человека. Спаситель прямо указывает, что нет и не может быть никакого нейтрального состояния. Либо человек идёт путём света, исполнения заповедей Божиих и таким образом приобретает состояние богосыновства. Либо речь о противоположном состоянии — состоянии рабства греху. И далеко не всегда внешние обстоятельства играют здесь определяющую роль.

Скорее, наоборот. Человек, свидетельствующий об истине Божией своей жизнью, станет постепенно менять мир вокруг себя. Тем, что не будет соглашаться с ложью, не будет красть, изменять, предавать, злословить, завидовать. Внутренняя свобода даст знать о себе вовне. Этой логики слушатели Христа понять не могли. Они оказались зациклены на внешних, статусных вещах. Таких, например, как религиозная, а также национальная гордость. При этом они ссылались на ветхозаветного патриарха Авраама — родоначальника народа еврейского.

Евреям, современникам Спасителя, Авраам представлялся прежде всего избранником Божиим, гениальным политиком и воином, гарантированным волей небес от неудач и ошибок. Христос же прямо указывал, что такое отношение является ошибочным. Потому жизненный путь Авраама стал примером святости, что патриарх в основание своего бытия положил искреннее доверие к Богу, желание исполнять Его заповеди, служить именно Ему, а не своим прихотям. Служение Авраама — служение послушания Господу на основании чистой и неравнодушной совести. Продолжателем этого служения стал Христос, а в Его лице к подобному служению призываемся и мы. Только в том случае мы будем иметь право на дерзновенное именование Бога Отцом, если подобно Аврааму не будем думать о себе лишнего, если подобно Христу будем смиренно нести крест исполнения заповедей Божиих. Только такая жизнь и позволит нам познать настоящую истину Господню, которая хотя глубока и многогранна, но тем не менее всё равно только одна!

Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!