Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 31-42
Христос воскресе!
Принято говорить, что мы живём в эпоху постмодерна. Отличительной чертой её является относительность истины. Адепты постмодерна утверждают, что правда у каждого своя. И никакой объективной истины фактически нет. Что, конечно, не так. С точки зрения христианства правда, не зависящая от человеческой превратности, безусловно, существует. И такой истиной является Сам Бог. При этом Он не воспринимается христианами как какой-то абстрактный абсолют. Господь явил Себя две тысячи лет назад в Своём Божественном Сыне и одновременно в Своём Слове — Иисусе из Назарета, ставшим живым воплощением истины Божией. Об этом и идёт речь в сегодняшнем чтении из евангельского повествования апостола Иоанна Богослова.
Мы становимся свидетелями беседы Христа с иудеями под сводами Иерусалимского храма. Мы видим, как в рамках данного диалога происходит столкновение двух видений — духовного и земного. Господь Иисус указывает, что верующий в Него найдёт истину и истина сделает такого человека свободным. Иудеи же в ответ начинают хвалиться, что являются богоизбранным народом, а потому никогда и никем не могут быть побеждены и пленены. Сама реальность, надо сказать, указывала на неправоту такого утверждения. Во времена Христа Иудея была захвачена Римом. Но как писал поэт Александр Пушкин «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!».
Для Христа политические обстоятельства, впрочем, не имели существенного значения. Более того, вынужденное вхождение Иудеи в состав Римской империи сыграло на руку христианству, успешно сумевшему перешагнуть границы еврейской цивилизации. Для Спасителя при разговоре о свободе и рабстве важным было подчеркнуть внутреннее состояние человека. Спаситель прямо указывает, что нет и не может быть никакого нейтрального состояния. Либо человек идёт путём света, исполнения заповедей Божиих и таким образом приобретает состояние богосыновства. Либо речь о противоположном состоянии — состоянии рабства греху. И далеко не всегда внешние обстоятельства играют здесь определяющую роль.
Скорее, наоборот. Человек, свидетельствующий об истине Божией своей жизнью, станет постепенно менять мир вокруг себя. Тем, что не будет соглашаться с ложью, не будет красть, изменять, предавать, злословить, завидовать. Внутренняя свобода даст знать о себе вовне. Этой логики слушатели Христа понять не могли. Они оказались зациклены на внешних, статусных вещах. Таких, например, как религиозная, а также национальная гордость. При этом они ссылались на ветхозаветного патриарха Авраама — родоначальника народа еврейского.
Евреям, современникам Спасителя, Авраам представлялся прежде всего избранником Божиим, гениальным политиком и воином, гарантированным волей небес от неудач и ошибок. Христос же прямо указывал, что такое отношение является ошибочным. Потому жизненный путь Авраама стал примером святости, что патриарх в основание своего бытия положил искреннее доверие к Богу, желание исполнять Его заповеди, служить именно Ему, а не своим прихотям. Служение Авраама — служение послушания Господу на основании чистой и неравнодушной совести. Продолжателем этого служения стал Христос, а в Его лице к подобному служению призываемся и мы. Только в том случае мы будем иметь право на дерзновенное именование Бога Отцом, если подобно Аврааму не будем думать о себе лишнего, если подобно Христу будем смиренно нести крест исполнения заповедей Божиих. Только такая жизнь и позволит нам познать настоящую истину Господню, которая хотя глубока и многогранна, но тем не менее всё равно только одна!
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!