Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 31-42
31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,
32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными.
33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?
34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.
35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.
36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.
37 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.
38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.
39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.
40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.
41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.
42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.
Христос воскресе!
Принято говорить, что мы живём в эпоху постмодерна. Отличительной чертой её является относительность истины. Адепты постмодерна утверждают, что правда у каждого своя. И никакой объективной истины фактически нет. Что, конечно, не так. С точки зрения христианства правда, не зависящая от человеческой превратности, безусловно, существует. И такой истиной является Сам Бог. При этом Он не воспринимается христианами как какой-то абстрактный абсолют. Господь явил Себя две тысячи лет назад в Своём Божественном Сыне и одновременно в Своём Слове — Иисусе из Назарета, ставшим живым воплощением истины Божией. Об этом и идёт речь в сегодняшнем чтении из евангельского повествования апостола Иоанна Богослова.
Мы становимся свидетелями беседы Христа с иудеями под сводами Иерусалимского храма. Мы видим, как в рамках данного диалога происходит столкновение двух видений — духовного и земного. Господь Иисус указывает, что верующий в Него найдёт истину и истина сделает такого человека свободным. Иудеи же в ответ начинают хвалиться, что являются богоизбранным народом, а потому никогда и никем не могут быть побеждены и пленены. Сама реальность, надо сказать, указывала на неправоту такого утверждения. Во времена Христа Иудея была захвачена Римом. Но как писал поэт Александр Пушкин «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!».
Для Христа политические обстоятельства, впрочем, не имели существенного значения. Более того, вынужденное вхождение Иудеи в состав Римской империи сыграло на руку христианству, успешно сумевшему перешагнуть границы еврейской цивилизации. Для Спасителя при разговоре о свободе и рабстве важным было подчеркнуть внутреннее состояние человека. Спаситель прямо указывает, что нет и не может быть никакого нейтрального состояния. Либо человек идёт путём света, исполнения заповедей Божиих и таким образом приобретает состояние богосыновства. Либо речь о противоположном состоянии — состоянии рабства греху. И далеко не всегда внешние обстоятельства играют здесь определяющую роль.
Скорее, наоборот. Человек, свидетельствующий об истине Божией своей жизнью, станет постепенно менять мир вокруг себя. Тем, что не будет соглашаться с ложью, не будет красть, изменять, предавать, злословить, завидовать. Внутренняя свобода даст знать о себе вовне. Этой логики слушатели Христа понять не могли. Они оказались зациклены на внешних, статусных вещах. Таких, например, как религиозная, а также национальная гордость. При этом они ссылались на ветхозаветного патриарха Авраама — родоначальника народа еврейского.
Евреям, современникам Спасителя, Авраам представлялся прежде всего избранником Божиим, гениальным политиком и воином, гарантированным волей небес от неудач и ошибок. Христос же прямо указывал, что такое отношение является ошибочным. Потому жизненный путь Авраама стал примером святости, что патриарх в основание своего бытия положил искреннее доверие к Богу, желание исполнять Его заповеди, служить именно Ему, а не своим прихотям. Служение Авраама — служение послушания Господу на основании чистой и неравнодушной совести. Продолжателем этого служения стал Христос, а в Его лице к подобному служению призываемся и мы. Только в том случае мы будем иметь право на дерзновенное именование Бога Отцом, если подобно Аврааму не будем думать о себе лишнего, если подобно Христу будем смиренно нести крест исполнения заповедей Божиих. Только такая жизнь и позволит нам познать настоящую истину Господню, которая хотя глубока и многогранна, но тем не менее всё равно только одна!
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!