Евангелие от Иоанна, Глава 7, стихи 1-13. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 7, стихи 1-13

01 После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его.

02 Приближался праздник Иудейский - поставление кущей.

03 Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь.

04 Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру.

05 Ибо и братья Его не веровали в Него.

06 На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время.

07 Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы.

08 Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось.

09 Сие сказав им, остался в Галилее.

10 Но когда пришли братья Его, тогда и Он пришел на праздник не явно, а как бы тайно.

11 Иудеи же искали Его на празднике и говорили: где Он?

12 И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ.

13 Впрочем никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Христос воскресе!

В истории, к сожалению, имели место случаи, когда Священное Писание ставилось на службу какой-либо идеологии. Так, например, в годы нацистской диктатуры в Германии среди лютеранских служителей в угоду государственному режиму распространялась идея о том, что Иисус Христос по человечеству Своему не принадлежал к еврейскому народу. Якобы Иисус из Назарета представлял особую — арийскую — национальность, к которой, как вы догадываетесь, принадлежали, с точки зрения рейха, и немцы.

В Германии даже появилось особое движение церковных служителей и мирян — «Арийские христиане». Они занимались, так сказать, «очищением» евангельского текста от всех еврейских наслоений. Но не тут-то было. Теснейшая связь между Христом и еврейским народом проходит красной нитью сквозь всё новозаветное повествование. Взять хотя бы сегодняшнее чтение. Господь Иисус оказывается перед непростым выбором. Он должен был, согласно иудейскому закону, отправиться в Иерусалим на праздник кущей — он же Суккот.

Исполнение Суккота было завещано Богом ещё пророку Моисею. До сих пор каждый год осенью иудеи в течение недели вспоминают путешествие по Синайской пустыне. Для этого они строят кущи, то есть шалаши или палатки. В них они ночуют, принимают пищу. Примерно о таких вот кущах говорил удивлённый апостол Пётр, когда на вершине горы Фавор увидел рядом с преобразившимся Спасителем пророков Моисея и Илию. Каждому из них троих он хотел построить по палатке. Но вернёмся к евангельскому повествованию. Итак, Христу, с одной стороны, необходимо было идти в иудейскую столицу. С другой — крайне не хотелось этого делать.

Столичные иудеи уже знали о проповеди Спасителя, её не принимали и считали Иисуса из Назарета смутьяном и обманщиком. Примерно то же думали о Христе и старшие Его сводные братья. Более того, они подначивали Спасителя, говорили Ему примерно следующее: «Если ты и правда Мессия, чего Тебе бояться? Иди в Иерусалим! Яви Себя людям! Тогда и мы, возможно, поверим в Тебя!». Господь Иисус в течение земной жизни никогда не поддавался на дешёвые провокации. Вот и в этот раз Он говорит братьям, что не будет следовать логике мира, который во зле лежит.

Спаситель иносказательно пророчествует, говоря, что моментом явления людям Божественного могущества Мессии станет Его казнь в Иерусалиме. Истинное величие Христа будет явлено не на царском троне, а на кресте, через который Господь вновь соединит разлучённые грехом Адама небо и землю. Братья Спасителя не поняли, о чём идёт речь. Посмеявшись над странными словами Иисуса, они отправились на праздник. Вслед за ними всё же пошёл в Иерусалим и Христос с учениками. Что означал этот поступок? Неужели Спаситель обманул братьев, сказав — вы идите, а я не пойду? Конечно же, нет.

Поступок Господа Иисуса имел вполне конкретный смысл. А именно. Да, по человечеству Спаситель принадлежал к конкретной семье и конкретному народу. Но проповедь Его превосходит все национальные границы и обращена к каждому человеку. Потому Он идёт в Иерусалим не с братьями. Христос не часть какого-то ограниченного сообщества. Он, по меткому замечанию известного православного богослова Ярослава Пеликана, всечеловек! И ветхозаветные традиции в лице Спасителя обрели иное, более глубокое, содержание. Празднуя Суккот, живя и принимая пищу во временном жилье (палатке), Господь Иисус показал, что все мы — странники в этом мире. Попытки найти здесь вечное могущество, основанное на каких-то политических или расовых идеологиях, по факту обречены на провал. Это не означает, впрочем, что не нужно заботиться о нуждах людей, находящихся рядом. Просто не стоит променивать небесное на земное. Только во Христе и вместе с Ним мы способны обрести истинное совершенство, не зависящее от временных обстоятельств.

Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!