Евангелие от Иоанна, Глава 5, стихи 1-15. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 5, стихи 1-15

01 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

02 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.

03 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,

04 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

05 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

06 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

07 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

08 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

09 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Христос воскресе!

«Благодарность — признак благородства души», — произнёс однажды Эзоп, легендарный античный поэт-баснописец. С данным утверждением глупо спорить. Более того, христианство именно добродетель благодарения ставит в самый центр духовной жизни. И не зря главное таинство Православной Церкви называется Евхаристией, то есть «Благодарением». Об умении благодарить, возвышающим человека, облагораживающим его изнутри, рассуждали и знаменитые литераторы. Александр Пушкин, например.

В его повести «Капитанская дочка» есть замечательный эпизод. Главный герой произведения, дворянин Пётр Гринёв, вместе со слугой попадает в сильнейшую метель — буран. От верной гибели их спасает простой мужик. Он выводит Гринёва вместе со слугой к селению, за что в знак благодарности получает шубу из заячьего меха. Впоследствии выясняется, что мужиком был никто иной, как бунтовщик Емельян Пугачёв. Захватив очередную крепость, Пугачёв казнит всех офицеров, но милует Гринёва. Так он проявил благодарность не только за заячью шубу, но и за то, что дворянин общался с ним во время первой встречи уважительно, без свойственного знати презрения к простым людям.

Пугачёв в изображении Пушкина — разбойник, но разбойник, не лишённый благородства. Во всяком случае, выглядит он в ряде случаев лучше, чем представители знатного сословия. Одним из качеств, делающих образ бунтовщика чуть более светлым, является как раз умение благодарить. О важности подобного навыка говорит нам и прозвучавшее евангельское чтение. В нём мы с вами слышим о чуде, совершённом Христом над расслабленным, то есть парализованным.

Господь Иисус приходит в одну из пристроек Иерусалимского храма — Овечью купальню — и возвращает здоровье человеку, который лежал без движения целых тридцать восемь лет. Трудно представить себе страдания расслабленного. В особенности тяжкими они кажутся тогда, когда понимаешь, что все эти долгие годы больной лежал у источника исцеления, но не мог им физически воспользоваться. Всякий раз кто-то иной, после сошествия в воду ангела, влезал в купель и возвращал себе здоровье. А парализованный всё так же оставался на своём прежнем месте и в прежнем своём состоянии.

Христос возвращает парализованному возможность двигаться. Исцеление даруется именно этому человеку, а не многим и многим другим больным, находившимся также в Овечьей купальне. Господь Иисус увидел в данном человеке искреннюю веру, услышал его молитвенный призыв к Богу. Исцеление состоялось. Но возникшая от этого радость тут же была омрачена. Бывший расслабленный оказался человеком, не умеющим быть благодарным. Испугавшись злобы противников Христа, он тут же предаёт Сына Божьего, сваливает на Него вину за нарушение субботнего покоя. А когда впоследствии узнаёт имя Христа, то идёт и по собственной воле говорит о Нём фарисеям.

Чему учит нас прозвучавшее Евангелие? Тому, что, на самом деле, не существует никакого нравственного нейтралитета. Либо человек находится с Богом — на стороне добра, либо он скатывается на сторону зла. И одним из средств быть с Господом является память о Нём, желание благодарить Его за те дары, которые Он нам посылает. Благодарить не только за что-то яркое и необычное, но, прежде всего, за вещи и явления, ставшие для нас, к сожалению, привычными. Хотя, как только мы их лишаемся, то понимаем, насколько они для нас важны. Будем же благодарить Бога за здоровье, за способность трудиться и отдыхать, любить и уважать, и самое главное — за возможность при помощи веры быть человеком — в том высоком понимании и состоянии, в котором нас и задумал Творец!

Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!