Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Иоанна, Глава 5, стихи 30-47

30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

31 Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно.

32 Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне.

33 Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.

34 Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.

35 Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.

36 Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.

37 И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;

38 и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.

39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.

40 Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь.

41 Не принимаю славы от человеков,

42 но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.

43 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.

44 Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?

45 Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.

46 Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.

47 Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?

Евангелие от Иоанна, Глава 6, стихи 1-2

01 После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады.

02 За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Архиереи довольно редко попадают в среду открытых атеистов. Я не исключение. Обычно мы окружены людьми верующими, многие из которых имеют священный сан или же монашеское пострижение, да и вообще само наше церковное служение не предполагает частых встреч с теми, кто не разделяет нашу веру, а потому с какого-то момента каждая такая встреча воспринимается как крайне неординарное событие. На днях в ответ на пасхальное приветствие мне довелось услышать, что человек, к которому оно было обращено, «в это всё не верит». Признаюсь, что уже очень давно я не встречал такой реакции, а потому был сильно удивлён. С одной стороны, конечно, здесь сказывается особенность архиерейского образа жизни, а с другой — удивляет неверие как таковое, которое, впрочем, не является само по себе чем-то необычным и редким. Тех, кто не верит в Воскресение Христово и вообще в истинность Евангелия, среди наших сограждан, пожалуй, большинство. Но тем не менее, неверие не перестаёт быть удивительным. Поражает же в нём именно то, о чём говорит нынешний евангельский отрывок: упорное ничем не мотивированное сопротивление многочисленным свидетельствам.

Пятикнижие Моисея привнесло в жизнь древнего израильского общества много нового. Что-то со временем утратило свою актуальность, что-то осталось достоянием лишь потомков праотца Иакова, а что-то вошло в практику жизни всех развитых народов. Среди последнего для нас особое значение имеет закон о свидетелях, который упоминает Христос. Он фактически цитирует библейскую книгу Второзаконие, которая говорит, что истинным может считаться только свидетельство двоих или троих. Древнееврейский религиозно-юридический сборник Мишна развивает эту мысль Второзакония и говорит так: «Человеку нельзя верить, когда он говорит о себе». Этот принцип был и есть непреложен, он является фундаментальным, он до сих пор повсеместно используется юристами. Безусловно, оппоненты Христа прекрасно знали и Второзаконие, и Мишну, и много чего ещё, но они по какой-то неведомой причине не могли сделать простую арифметическую операцию, они не могли сложить все свидетельства о Христе. А таковых свидетельств как минимум три: это Сам Бог, это Иоанн Креститель и это дела Христа. С точки зрения ветхозаветного закона этого вполне достаточно, чтобы считать свидетельство истинным. Мы не может достоверно рассуждать о причинах неверия оппонентов Христа, но Сам Спаситель сказал так: «Вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь». То есть они просто не хотели. Как не хотел купить журналы в пользу детей Германии известный герой из повести Михаила Булгакова «Собачье сердце».

Пожалуй, то же самое можно сказать о тех наших современниках, которые не верят в Христово Воскресенье, тогда как у Воскресения Христова значительно больше трёх свидетелей, а потому с точки зрения закона и логики оно является абсолютно бесспорным, оно не может быть предметом дискуссии, да и предметом веры оно, по большому счёту, тоже быть не может. Это факт. Но есть те, кто просто его не принимает. Потому что не хочет. Понять это нежелание невозможно, оно иррационально. Но возможно нам самим жить так, чтобы люди, видя нашу жизнь, нашли в себе мужество не уклоняться от самого важного в истории человечества факта — всесветлого и всесвятого Христова Воскресения.

Архиереи довольно редко попадают в среду открытых атеистов. Я не исключение. Обычно мы окружены людьми верующими, многие из которых имеют священный сан или же монашеское пострижение, да и вообще само наше церковное служение не предполагает частых встреч с теми, кто не разделяет нашу веру, а потому с какого-то момента каждая такая встреча воспринимается как крайне неординарное событие. На днях в ответ на пасхальное приветствие мне довелось услышать, что человек, к которому оно было обращено, «в это всё не верит». Признаюсь, что уже очень давно я не встречал такой реакции, а потому был сильно удивлён. С одной стороны, конечно, здесь сказывается особенность архиерейского образа жизни, а с другой — удивляет неверие как таковое, которое, впрочем, не является само по себе чем-то необычным и редким. Тех, кто не верит в Воскресение Христово и вообще в истинность Евангелия, среди наших сограждан, пожалуй, большинство. Но тем не менее, неверие не перестаёт быть удивительным. Поражает же в нём именно то, о чём говорит нынешний евангельский отрывок: упорное ничем не мотивированное сопротивление многочисленным свидетельствам.

Пятикнижие Моисея привнесло в жизнь древнего израильского общества много нового. Что-то со временем утратило свою актуальность, что-то осталось достоянием лишь потомков праотца Иакова, а что-то вошло в практику жизни всех развитых народов. Среди последнего для нас особое значение имеет закон о свидетелях, который упоминает Христос. Он фактически цитирует библейскую книгу Второзаконие, которая говорит, что истинным может считаться только свидетельство двоих или троих. Древнееврейский религиозно-юридический сборник Мишна развивает эту мысль Второзакония и говорит так: «Человеку нельзя верить, когда он говорит о себе». Этот принцип был и есть непреложен, он является фундаментальным, он до сих пор повсеместно используется юристами. Безусловно, оппоненты Христа прекрасно знали и Второзаконие, и Мишну, и много чего ещё, но они по какой-то неведомой причине не могли сделать простую арифметическую операцию, они не могли сложить все свидетельства о Христе. А таковых свидетельств как минимум три: это Сам Бог, это Иоанн Креститель и это дела Христа. С точки зрения ветхозаветного закона этого вполне достаточно, чтобы считать свидетельство истинным. Мы не может достоверно рассуждать о причинах неверия оппонентов Христа, но Сам Спаситель сказал так: «Вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь». То есть они просто не хотели. Как не хотел купить журналы в пользу детей Германии известный герой из повести Михаила Булгакова «Собачье сердце».

Пожалуй, то же самое можно сказать о тех наших современниках, которые не верят в Христово Воскресенье, тогда как у Воскресения Христова значительно больше трёх свидетелей, а потому с точки зрения закона и логики оно является абсолютно бесспорным, оно не может быть предметом дискуссии, да и предметом веры оно, по большому счёту, тоже быть не может. Это факт. Но есть те, кто просто его не принимает. Потому что не хочет. Понять это нежелание невозможно, оно иррационально. Но возможно нам самим жить так, чтобы люди, видя нашу жизнь, нашли в себе мужество не уклоняться от самого важного в истории человечества факта — всесветлого и всесвятого Христова Воскресения.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Голос. Лицо. Речь. Как, никаких аналогий не возникает? Что там…

16.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Признаюсь: я очень люблю увлечённых людей. Более того: самой главной…

15.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Вот и начался вовсю дачный сезон — и мои дорогие огородники хорошо…

14.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Не помню, откуда эта зарисовка сохранилась в моей памяти — но она прекрасно…

13.05.2024

Случалось ли вам общаться с близкими людьми без слов, без знаков, даже без каких бы…

10.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Всегда ли вы, дорогие друзья, перед тем как…

10.05.2024

This website uses cookies.