Евангелие от Иоанна, Глава 5, стихи 30-47
Евангелие от Иоанна, Глава 6, стихи 1-2
Архиереи довольно редко попадают в среду открытых атеистов. Я не исключение. Обычно мы окружены людьми верующими, многие из которых имеют священный сан или же монашеское пострижение, да и вообще само наше церковное служение не предполагает частых встреч с теми, кто не разделяет нашу веру, а потому с какого-то момента каждая такая встреча воспринимается как крайне неординарное событие. На днях в ответ на пасхальное приветствие мне довелось услышать, что человек, к которому оно было обращено, «в это всё не верит». Признаюсь, что уже очень давно я не встречал такой реакции, а потому был сильно удивлён. С одной стороны, конечно, здесь сказывается особенность архиерейского образа жизни, а с другой — удивляет неверие как таковое, которое, впрочем, не является само по себе чем-то необычным и редким. Тех, кто не верит в Воскресение Христово и вообще в истинность Евангелия, среди наших сограждан, пожалуй, большинство. Но тем не менее, неверие не перестаёт быть удивительным. Поражает же в нём именно то, о чём говорит нынешний евангельский отрывок: упорное ничем не мотивированное сопротивление многочисленным свидетельствам.
Пятикнижие Моисея привнесло в жизнь древнего израильского общества много нового. Что-то со временем утратило свою актуальность, что-то осталось достоянием лишь потомков праотца Иакова, а что-то вошло в практику жизни всех развитых народов. Среди последнего для нас особое значение имеет закон о свидетелях, который упоминает Христос. Он фактически цитирует библейскую книгу Второзаконие, которая говорит, что истинным может считаться только свидетельство двоих или троих. Древнееврейский религиозно-юридический сборник Мишна развивает эту мысль Второзакония и говорит так: «Человеку нельзя верить, когда он говорит о себе». Этот принцип был и есть непреложен, он является фундаментальным, он до сих пор повсеместно используется юристами. Безусловно, оппоненты Христа прекрасно знали и Второзаконие, и Мишну, и много чего ещё, но они по какой-то неведомой причине не могли сделать простую арифметическую операцию, они не могли сложить все свидетельства о Христе. А таковых свидетельств как минимум три: это Сам Бог, это Иоанн Креститель и это дела Христа. С точки зрения ветхозаветного закона этого вполне достаточно, чтобы считать свидетельство истинным. Мы не может достоверно рассуждать о причинах неверия оппонентов Христа, но Сам Спаситель сказал так: «Вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь». То есть они просто не хотели. Как не хотел купить журналы в пользу детей Германии известный герой из повести Михаила Булгакова «Собачье сердце».
Пожалуй, то же самое можно сказать о тех наших современниках, которые не верят в Христово Воскресенье, тогда как у Воскресения Христова значительно больше трёх свидетелей, а потому с точки зрения закона и логики оно является абсолютно бесспорным, оно не может быть предметом дискуссии, да и предметом веры оно, по большому счёту, тоже быть не может. Это факт. Но есть те, кто просто его не принимает. Потому что не хочет. Понять это нежелание невозможно, оно иррационально. Но возможно нам самим жить так, чтобы люди, видя нашу жизнь, нашли в себе мужество не уклоняться от самого важного в истории человечества факта — всесветлого и всесвятого Христова Воскресения.