
Евангелие от Иоанна, Глава 20, стихи 19-31
19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.
23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.
31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

История уверения апостола Фомы очень показательна. Недаром этот евангельский эпизод особо вспоминается через неделю после Пасхи. Здесь можно проследить две основных линии. Во-первых, сама возможность «вложить руки в рёбра» и «вложить перст в раны от гвоздей» свидетельствует, что перед Фомой стоял не призрак, не ангел, не кто-то, не имеющий тела, перед ним стоял Сам Христос Спаситель, облечённый Телом Воскресения. Пожалуй, этот евангельский отрывок — самое яркое свидетельство истинности телесного Воскресения Христа. И, как следствие, истинности всего того, что было сказано Христом, всего того, что было сказано апостолами. Значит, и мы вовсе не напрасно стараемся жить в подражании нашему Господу и апостолам. А если нам начинает казаться, что мы ошибаемся, что есть какой-то другой путь или какая-то иная норма жизни, то стоит вновь обратить своё внимание на слова и действия апостола Фомы.
Во-вторых же, действия апостола показывают очень важную вещь, о которой мы склонны забывать, уклоняясь то в одну, то в другую сторону. Христианство одновременно постигается и разумом, и сердцем. Евангелие не противопоставляет одно другому. Оно не говорит, что мы должны целиком и полностью уповать на свой разум, пытаться всё измерить и потрогать, всё вычислить и взвесить. И в то же время оно не говорит, что необходимо «отключить голову» и следовать лишь за нашими чувствами. Апостолы Лука и Клеопа не поверили своему сердцу и потому не смогли узнать Христа Воскресшего на пути в Эммаус. Господь их не осудил, но указал на их временную сердечную слепоту. Апостол Фома тоже не смог поверить своему сердцу, и его также Господь не осудил и дал возможность опытно удостовериться в Своём Воскресении. Но если бы у апостолов не было сердечного движения любви ко Христу, то не было бы и встречи с Ним после Воскресения, ведь встречался Он только с теми, кто любил Его.
Уклонения «вправо» или «влево», в разум или в чувства с сопровождающими их эмоциями — наша общая беда и сложность. Такое уклонение не даёт не только должным образом постичь христианство и стать учениками Христа, оно мешает и в повседневной жизни. А потому давайте помолимся о том, что Всемилостивый Господь дал нам разум сердечный и сердце разумное!