Евангелие от Иоанна, Глава 2, стихи 12-22
Вопросы, связанные с верой в Бога, всегда вызывали у человека особый интерес. И это не случайно. Ведь это вопросы, которые касаются самого главного, а именно, смысла нашей жизни. Поэтому во все времена самые острые конфликты возникали именно на религиозной почве. Ведь, в отличие от других сфер жизни человека, эту каждый воспринимает очень лично. У каждого есть своя позиция по этому поводу. Естественно, здесь появляется и огромный простор для разного рода манипуляций. Всегда найдутся те, кто будет использовать благочестивые настроения людей в своих корыстных целях. Именно подобного рода интервенция в духовную область человека описана в только что прозвучавшем отрывке.
На Пасху благочестивые иудеи стремились совершить паломничество в Иерусалим. Они шли в его сердце — величественный храм. Единственное место в Израильском государстве, где совершалось богослужение и приносились жертвы. Для того, чтобы сделать это, они должны были заплатить определённую сумму. Причём платить её можно было только специальной монетой. На эти монеты, которые назывались священными сиклями, они меняли свои деньги в специальных обменных пунктах, которые стояли во дворе святилища. Затем у них появлялась возможность не только заплатить налог, но и купить жертвенное животное. Их продавали здесь же.
Храмовые служители пользовались этим. На все эти операции была огромная наценка, порой в двадцать раз превышающая реальную стоимость покупки. Иными словами, в храме процветала спекуляция. И люди были вынуждены с этим мириться. Ведь не обменяешь деньги, не сможешь внести взнос-пожертвование, не сможешь купить животное, следовательно, не принесёшь жертву. Твоё паломничество прошло впустую.
Всё это проливает свет на поступок Христа. Некоторые думают, что Он таким образом восстанавливает социальную справедливость. Безусловно, подобный мотив здесь присутствует. Ведь в самом ветхозаветном законе был запрет на обман во время торговли. Но в первую очередь Господь показывает таким образом, что пришёл изменить сложившийся уклад иудейской религии. Вспомните, сколько дотошных правил и предписаний было необходимо исполнить человеку, чтобы быть уверенным, что он исполнил закон Божий и его религиозная совесть была бы удовлетворена. Весь этот ритуал наваливался на него тяжким бременем. И вот Господь своими действиями, выгоняя торговцев из храма, и словами свидетельствует, что скоро этому духовному рабству придёт конец. Он разрушит старый храм, а новый воздвигнет за три дня.
В итоге это и произошло. Спаситель три находился в гробнице, после чего воскрес. За эти три дня Он создал новый храм — Свою Церковь, Тело Христово. Собрал в неё новый народ, дал ему новый закон, закон свободы от греха, проклятия и смерти. Установил новые правила богообщения, когда каждый желающий может вступить с Творцом в диалог непосредственно, минуя всякие ритуальные законы и предписания. Стяжать благодать Божию, единственно изменив прежний образ мыслей, следуя евангельским заповедям о любви к ближнему, а также стяжать веру и доверие воскресшему Спасителю.