Евангелие от Луки, Глава 24, стихи 12-35
Можно только представить, в каком подавленном состоянии находились ученики Спасителя после Его мучительной и позорной смерти. Все они пережили сущий кошмар. И вот начинают распространяться слухи, что Учитель жив. Все, до кого они доходят, обескуражены. Путники, которые шли в город Эммаус, находятся именно в таком состоянии растерянности. Они не знают, что им думать, и во что верить. Каждый из нас прекрасно представляет себе, как порой тяготит неопределённость.
И вот сегодня евангелист Лука рассказывает нам, как постепенно к ним возвращается вера. По пути к ним присоединяется Сам воскресший Господь. Они не узнают Его, принимают за простого странника. Однако, чем больше времени они проводят вместе со Спасителем, тем сильнее оттаивают их сердца. Пока, наконец, в них не поселяется пасхальная радость о воскресшем Господе. Интересный момент. С одной стороны, конечно же, можно сказать, что Христос Сам чудесным образом скрыл от них, кто Он такой. И поэтому они смотрят на Него, но не осознают, Кто перед ними. Но, с другой стороны, ничто не мешает нам предположить, что причиной этой слепоты были их собственный страх и сомнения, которые гнездились в их сердце.
У одного современного подвижника благочестия есть интересная мысль. Он говорит о том, что духи злобы не видят человека, если в его сердце живёт свет божественной благодати. В этом случае праведник стоит перед Богом, который, как огонь, опаляет всякую нечистоту. Однако бесы получают доступ к душе человека, когда он сам допускает в неё тьму. Чем больше этой тьмы, тем более резкие очертания силуэта нашей души они видят. Это происходит, когда мы начинаем потакать своим страстям, позволяем гнездиться в своем сердце страхам, злобе, ревности, зависти и другим деструктивным эмоциям, и состояниям. И, напротив, нередко в Священном Писании встречается мысль о том, что Бог не видит грешника. Очевидно, что это метафора, т.к. Бог всех видит и всё знает. Но выражает она очень важную идею: человек, который допустил, чтобы в нём развивались и цвели пышным цветом греховные помыслы, своими собственными руками ставит себя на периферию жизни, оказывается вне Творца, Его света, на границы с бездной. Чтобы вырваться из этого марка и вернуться обратно, к Небесному Отцу, с Ним необходимо вести молитвенный диалог. Посредством чтения Священного Писания и размышления над теми истинами, которые там отображены, посредством воплощения этих истин в жизнь, при помощи участия в Церковных Таинствах, мы всё больше и больше выходим из тени на свет. И всё яснее видим лик Спасителя, а вместе с этим наполняемся радостью Его Светлого воскресения.