Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 18-28. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 18-28

18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

19 И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?

20 Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос.

21 И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.

22 Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?

23 Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.

24 А посланные были из фарисеев;

25 И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?

26 Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.

27 Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.

28 Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.

Читает и комментирует cвященник Дмитрий Барицкий.

В отрывке, который только что прозвучал, Евангелист Иоанн рассказывает при каких обстоятельствах Иисус Христос начал Свою проповедь. Мы знакомимся с Иоанном Крестителем, который призывал народ к покаянию, чтобы люди смогли достойно принять приближающегося Мессию. Поэтому в христианской традиции его ещё называют Предтеча, то есть глашатай, который идёт впереди и предупреждает о пришествии царя. Обряд, который совершал Иоанн Креститель состоял в следующем: человек приходил к нему на Иордан, заходил в воду, исповедовал свои грехи, и пророк в знак того, что теперь прегрешения этому человеку прощены, погружал его в воды реки. Авторитет Иоанна был огромен. К нему стекалось огромное количество народу. Здесь же мы видим представителей религиозной элиты иудеев, которые с подозрением относятся к деятельности Иоанна. К нему из Иерусалима прибыла делегация с целью провести расследование и выяснить, кто он такой и что означает его крещение.

В ответ на вопрос, кто же ты, Иоанн отвечает, что он... никто. Он просто голос, который озвучивает волю Бога. Его ответ можно понимать следующим образом. Иоанн так любит Бога, так стремиться исполнить Его желание, что, насколько это вообще возможно человеку, перестаёт жить для себя и ради себя. Кроме того, Иоанн знал, что его крещение является лишь предварительным. Но за ним придет Тот, Кто совершит по-настоящему великие деяния. И что самое важное, Иоанн говорит: вы не знаете Его, хотя Он уже находится среди вас.

На интересные размышления наталкивает этот эпизод. Нет ничего плохого в том, что еврейские лидеры с подозрением относились к разного рода проповедникам. Дело в том, что евреи ожидали Мессию и знали, что перед его пришествием придёт сильный пророк, который будет готовить Ему путь. Но в то время появлялось много самозванцев. Они называли себя избранниками, увлекали народ за собой и нередко приводили его к гибели, так как их религиозные программы имели много политических моментов. И в первую очередь они подстрекали иудеев к борьбе против римского захватчика. В ответ римляне жестоко мстили, предавая повстанцев смерти. Поэтому появление любого яркого проповедника вызывало сразу же подозрение у представителей духовенства, которые всё-таки старались оберегать свою паству от неприятностей. Подобная практика «недоверия» существует и в христианской традиции. Апостол Иоанн предостерегает христиан от легкомысленного доверия людям, которые обладают какой-либо духовной силой. Поэтому в одном из своих посланий он и говорит: «не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире». Печально то, что иудеи не признали в Иоанне пророка Божия. Слишком крепко они держались за религиозный ритуал и свои формальные представления о том, каким должен быть Мессия и Его пророк. Если Мессия царь, то и его глашатай должен быть величественен. Иоанн же был человек пустыни, аскет, который внешне мало походил на служителя великого царя. Эта же зацикленность на форме помешала иудеям после принять и Самого Мессию, Которого они распяли. Для того, чтобы опознать в Иоанне великого пророка и впустить Христа в свою жизнь, они должны были иметь схожее с ними духовное состояние. Неслучайно говорится: подобное тянется к подобному. О каком состоянии идёт речь, также узнаём из Евангелия от Иоанна. Это дух любви, милости и прощения, который открывает человеку Бога. Если все наши усилия не направлены на приобретение этих добродетелей, как бы мы ни старались со всей дотошностью исполнять предписания церковного устава, ни в этой жизни, ни после неё мы Его не встретим. Или же, встретив, не узнаем. А потому дай же нам, Господи, научиться снисходить к немощам наших ближних, покрывать их милостью и любовью, чтобы через это познать Тебя и радость Твоего светлого воскресения.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!