Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 1-17

Евангелие от Иоанна разительно отличается от тех рассказов о жизни Иисуса Христа, которые мы встречаем у других апостолов. Если Матфей начинает своё повествование с родословной Иисуса, Марк — с проповеди Иоанна Крестителя, Лука — с событий о рождении Предтечи, то Иоанн выходит за рамки истории. Его вступление носит богословский характер. Он делает акцент на Божестве Спасителя, указывая на Его предвечное существование. Именно из Евангелия от Иоанна со всей очевидностью следует, кем же является Иисус Христос на самом деле. Для того, чтобы это продемонстрировать, достаточно взглянуть на первое предложение этого отрывка.
Евангелист именует Спасителя «Словом» или по-гречески «Логосом». Нередко это выражение переводится как «мысль», «разум», «замысел». Слово было «в начале». Под началом здесь подразумевается не столько временная точка отсчёта, сколько источник всего живого, Творец. Так апостол сразу же указывает на то, что Иисус имел Своё бытие ещё до воплощения на земле. Более того, Иоанн даёт понять, что Христос существует ещё до творения нашей Вселенной, мира духовного, ангельского и материального. Именно при помощи «Слова» Бог приводит всё существующее к жизни. Неслучайно поэтому в первой главе книги Бытия, где описывается история творения, «Слово» становится активным участником этого процесса. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так». Именно звучащее «Слово» приводит всё из небытия к бытию, ведь «всё через Него начало быть», как говорит сегодня апостол Иоанн.
Апостол также подчёркивает особые отношения «Слова» с Богом — «Слово было у Бога». То есть Бог хранил Слово в Своих недрах. Оно пребывало в Творце от вечности, как ребёнок пребывает в материнской утробе. Или как наш ум хранит в себе мысль, и она становится явной после того, как мы начнём разговор. Греческий оригинал можно перевести ещё одним способом: «Слово было к Богу». То есть, Слово не просто от вечности пребывало в Боге, оно словно было обращено к Нему Своим лицом, пребывало с Ним в непрестанном общении. Так апостол даёт понять, что Логос — это не безликое, а личное начало, которое находится в диалоге с Творцом.
Наконец, Иоанн прямо говорит: «Слово было Бог». Оно той же сущности, что и Творец, создавший наш мир. Перед нами одно из первых выражений христианской мысли о троичности Бога. Единый Творец — это Отец, Сын и Святой Дух. Из того отрывка, который мы только что услышали становится очевидно, что есть Тот, кто изрекает Слово и при Его помощи творит мир, и есть Сам Логос, которым наш мир творится. И это не два разных Бога, но один единый Бог. На языке христианского богословия говорится о двух Божественных Ипостасях, Отце и Сыне. Их отношения — это отношения взаимопроникновения, которые уходят за грань времени, материи и пространства и имеют свои основания в любви.
Именно эту любовь, которая царит в недрах Святой Троицы, между Отцом, Сыном и Духом Святым, Господь и принёс в мир благодаря Своему воплощению. Чтобы и каждый из нас смог принять участие в её простирающемся в вечность круговороте.