13 И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего.
14 И вот, приходит вестник к Иову и говорит:
15 волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
16 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
17 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
18 Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего;
19 и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
20 Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился
21 и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!
22 Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге.
Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Книга Иова предлагает нам провести мысленный эксперимент: есть абсолютный праведник, праведность которого засвидетельствована Самим Богом, и вдруг этот человек лишается всего, у него исчезает всё имущество, все стада, у него погибают все дети. Как поведёт себя тот, кто, будучи праведен, оказался в подобной ситуации? Ведь если человек ощущает своё несовершенство, если он видит за собой какие-либо грехи, то он может сказать, что все потери — следствие его грехов. А если человек праведен в высшей степени этого слова, то как он должен реагировать? Ответ нам подсказывает книга Иова: реакция должна быть аналогичной реакции Иова.
Но такая реакция возможна только в состоянии абсолютной праведности, и у нас нет других библейских примеров подобного отношения к потерям. Пожалуй, единственный человек, которого можно назвать исключением — это Авраам. Правда, это исключение с некоторыми оговорками: Авраам готов был по слову Бога принести своего сына в жертву, но Бог этого не допустил, то есть Авраам не пережил потерю, хотя и был к ней готов. Если сопоставить историю Иова и авраамову готовность пожертвовать сыном, то можно сделать вывод о том, что такое праведность с точки зрения Библии: это внутреннее стремление и способность принимать волю Божию о себе, причём принимать её безусловно, не торгуясь, не ожидая каких-либо «бонусов», принимать её лишь на том основании, что так сказал Бог. Даже история Священного Писания показывает, что это почти невозможно, мы устроены таким образом, что нам нужны какие-то гарантии, мы требуем чего-то взамен, как минимум, мы хотим спокойствия и уверенности в том, что если следовать словам Бога, то с нами не случится ничего плохого, а если трагедии всё же случаются, то это приводит к серьёзным личностным кризисам, которые неизбежно сказываются и на отношениях с Богом. Обычному человеку крайне сложно принять, что трагедия может быть попущена Богом, ведь мы знаем о Его благости, трагедии же в концепцию благого Бога никак не вписываются.
Иов и не пытался что-либо куда-либо вписывать. Он предельно прост, он, потеряв всё, не возносится умом в высоты богословия, он просто констатирует очевидный факт: человек приходит в этот мир ни с чем, покидает он его в том же самом состоянии. А всё, что у него есть в промежутке между этими двумя точками, — в воле Божией. Дал — хорошо. Забрал — неприятно, больно, обидно, но тоже хорошо, ведь и это также от Бога, и это — проявление Его воли. Логика Иова проста и прекрасна, но чтобы её в полной мере постичь необходимо иметь сопоставимый с его опыт праведности, именно к приобретению такого опыта и призывает нас нынешний отрывок Священного Писания.