Евангелие от Иоанна, Глава 11, стихи 1-45
01 Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.
02 Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.
03 Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.
04 Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.
05 Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.
06 Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.
07 После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею.
08 Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?
09 Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;
10 а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.
11 Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.
12 Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.
13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;
15 и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.
16 Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним.
17 Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе.
18 Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати;
19 и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их.
20 Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.
21 Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
22 Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
23 Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
24 Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
25 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.
26 И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
27 Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.
28 Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.
29 Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.
30 Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.
31 Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб - плакать там.
32 Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
33 Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился
34 и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.
35 Иисус прослезился.
36 Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его.
37 А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?
38 Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.
39 Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.
40 Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
41 Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
42 Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
43 Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
44 И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
45 Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.
Пожалуй, в истории воскрешения Лазаря самое удивительное не то, что Лазарь воскрес по слову Христа, а действия и реакции Спасителя. Само воскресение Лазаря христиан вряд ли может удивить, ведь мы верим, что Христос — Источник и Податель жизни, следовательно, жизнь любого сотворённого существа напрямую связана с Ним. Поэтому воскрешение Лазаря не вызывает вопросов и недоумений. А вот первоначальная медлительность Христа удивляет, ведь Он, узнав, что Лазарь болеет, задержался ещё на два дня в том месте, в котором Он находился.
Апостол и евангелист Иоанн Богослов особо отмечает эту деталь, из контекста слов апостола напрашивается вывод, что такая медлительность не была обусловлена какими-то понятными апостолу причинами, и что Христос просто ждал. Апостол Иоанн никак не комментирует двухдневную задержку Христа, но, конечно, эта деталь не осталась незамеченной древними толкователями. Среди их размышлений есть и довольно загадочные, к примеру, блаженный Августин истолковал это событие таким образом: «Итак, они известили Его, но Он оставался там и провёл столько времени, чтобы составилось четыре дня. Это было сделано не просто так, но, вероятно и даже наверняка, потому что само число четыре заключает в себе некое таинство». Какое именно таинство заключает в себе число четыре, блаженный Августин пояснять не стал. А вот толкование Евфимия Зигабена, напротив, предлагает внятный ответ: «Чтобы утешить сестёр, Иисус Христос послал им вышеприведённый ответ, но Сам оставался на месте, пока не умер и не был погребён Лазарь, чтобы никто не мог сказать, что Он воскресил не умершего, а находящегося в крепком сне, изнеможении или исступлении». То есть, если следовать этому мнению, то Христос намеренно не предпринимал каких-либо действий, чтобы Лазарь мог умереть. Примечательно, что Евфимия Зигабена никоим образом не потрясает мысль о том, что ради осуществления Своей цели Христос даёт возможность умереть Лазарю, тогда как подобные размышления являются вызовом для нашего современного гуманистического сознания. Конечно, мы знаем продолжение истории, и знаем, что Лазарь умер как бы «понарошку», ведь в конечном итоге он был воскрешён Спасителем, но если его смерть — это всего лишь временное явление, то почему Христос прослезился рядом с гробом умершего друга? Слёзы Христа — очень удивительная во всех смыслах реакция: сначала Он даёт Лазарю умереть, потом плачет из-за его кончины, а после этого совершает чудо воскрешения. Первое с третьим связать довольно легко, это делает апостол Иоанн, цитируя слова Христа: «эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий», а вот слёзы Спасителя выбиваются из логики повествования, они означают, что даже «временная» смерть Лазаря — это не какая-то странная и жутковатая игра, а страшная трагедия, следовательно, любая смерть — трагедия, и на неё не может быть иной реакции, кроме глубокой печали, одним из возможных проявлений которой являются слёзы.
Воскрешение Лазаря не изменило природу этого человека, в конечном итоге он снова умер. Но через это чудо Иисус из Назарета ещё раз наглядно и в высшей степени убедительно показал, Кто Он — Он Бог, жизнь — в Его власти, ну а смерть — трагическое и неизбежное последствие грехопадения, для окончательной победы над смертью необходимо изменить природу человека, так, как изменилась она у Христа после Его Воскресения, и как она изменится у всех тех, кто верит слову Христа, и исполняет Его заповеди.