Книга Притчей Соломоновых, Глава 23, стихи 15-35
Книга Притчей Соломоновых, Глава 24, стихи 1-5
В только что прозвучавшем отрывке царь Соломон обличает один из, пожалуй, самых распространенных пороков человека — речь идёт о чревоугодии. Чревоугодие это не только чрезмерное пристрастие к разного рода лакомствам и напиткам, в том числе спиртным, но также привязанность к предметам роскоши, которые в сознании человека превращаются в символ твоего высокого статуса. Царь Соломон обращает наше внимание на то, что чревоугодник страдает не столько телом, сколько своей душой. Ведь никакой грех никогда не приходит в одиночку. И чревоугодие также порождает другие тяжкие духовные заболевания, которые ещё в большей степени разрушительны для человека.
Так, одно из его самых деструктивных негативных последствий — расслабленность ума и тела, лень, одним словом, которая неизбежно становится причиной распутства. Не случайно апостол Павел в одном из своих посланий говорит: «не упивайтесь вином, потому что в нём есть блуд». Многим из нас известно, что именно по этому сценарию развиваются любая бурная пирушка. Вечером безудержное веселье, наутро — похмелье, муки совести, уныние, тоска и депрессия. Причём по этому кругу, если не взять себя в руки, человек может вращаться очень долго. При этом от застолья к застолью в нём всё больше будет возрастать отвращение ко всякому труду, а вместе с этим и пропадать интерес к жизни. Последствия, как мы хорошо понимаем, весьма трагичны. Потеря времени, сил, настоящего и будущего. Результат плачевен. Человек становится похож на разбитое корыто, а вернее на опустошённую чашку. Это крайняя степень душевного и духовного истощания. О таких в народе говорят: «достиг своего дна».
Чтобы предотвратить этот печальный конец, царь Соломон обращается ко всем нам от лица Премудрости Божией: «отдай сердце твоё мне, и глаза твои да наблюдают пути мои». Соломон побуждает нас согласиться на то, чтобы нашей жизнью управляли не желания нашего чрева, а Господь. Ведь лишь Он один знает тот путь, который сохранит нас от саморазрушения и приведёт ко спасению. И на этом пути Он обязуется стать хозяином нашей души, то есть, будет охранять её как Свою собственную.