Книга Притчей Соломоновых, Глава 23, стихи 15-35
15 Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце;
16 и внутренности мои будут радоваться, когда уста твои будут говорить правое.
17 Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем;
18 потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна.
19 Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь.
20 Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом:
21 потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище.
22 Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится.
23 Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума.
24 Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем.
25 Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя.
26 Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои,
27 потому что блудница - глубокая пропасть, и чужая жена - тесный колодезь;
28 она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников.
29 У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?
30 У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного.
31 Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно:
32 впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;
33 глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное,
34 и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.
35 [И скажешь:] "били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же".
Книга Притчей Соломоновых, Глава 24, стихи 1-5
01 Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними,
02 потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их.
03 Мудростью устрояется дом и разумом утверждается,
04 и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом.
05 Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою.
В только что прозвучавшем отрывке царь Соломон обличает один из, пожалуй, самых распространенных пороков человека — речь идёт о чревоугодии. Чревоугодие это не только чрезмерное пристрастие к разного рода лакомствам и напиткам, в том числе спиртным, но также привязанность к предметам роскоши, которые в сознании человека превращаются в символ твоего высокого статуса. Царь Соломон обращает наше внимание на то, что чревоугодник страдает не столько телом, сколько своей душой. Ведь никакой грех никогда не приходит в одиночку. И чревоугодие также порождает другие тяжкие духовные заболевания, которые ещё в большей степени разрушительны для человека.
Так, одно из его самых деструктивных негативных последствий — расслабленность ума и тела, лень, одним словом, которая неизбежно становится причиной распутства. Не случайно апостол Павел в одном из своих посланий говорит: «не упивайтесь вином, потому что в нём есть блуд». Многим из нас известно, что именно по этому сценарию развиваются любая бурная пирушка. Вечером безудержное веселье, наутро — похмелье, муки совести, уныние, тоска и депрессия. Причём по этому кругу, если не взять себя в руки, человек может вращаться очень долго. При этом от застолья к застолью в нём всё больше будет возрастать отвращение ко всякому труду, а вместе с этим и пропадать интерес к жизни. Последствия, как мы хорошо понимаем, весьма трагичны. Потеря времени, сил, настоящего и будущего. Результат плачевен. Человек становится похож на разбитое корыто, а вернее на опустошённую чашку. Это крайняя степень душевного и духовного истощания. О таких в народе говорят: «достиг своего дна».
Чтобы предотвратить этот печальный конец, царь Соломон обращается ко всем нам от лица Премудрости Божией: «отдай сердце твоё мне, и глаза твои да наблюдают пути мои». Соломон побуждает нас согласиться на то, чтобы нашей жизнью управляли не желания нашего чрева, а Господь. Ведь лишь Он один знает тот путь, который сохранит нас от саморазрушения и приведёт ко спасению. И на этом пути Он обязуется стать хозяином нашей души, то есть, будет охранять её как Свою собственную.