Книга пророка Исайи, Глава 65, стихи 8-16
08 Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок, тогда говорят: "не повреди ее, ибо в ней благословение"; то же сделаю Я и ради рабов Моих, чтобы не всех погубить.
09 И произведу от Иакова семя, и от Иуды наследника гор Моих, и наследуют это избранные Мои, и рабы Мои будут жить там.
10 И будет Сарон пастбищем для овец и долина Ахор - местом отдыха для волов народа Моего, который взыскал Меня.
11 А вас, которые оставили Господа, забыли святую гору Мою, приготовляете трапезу для Гада и растворяете полную чашу для Мени,-
12 вас обрекаю Я мечу, и все вы преклонитесь на заклание: потому что Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избирали то, что было неугодно Мне.
13 Посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою;
14 рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа.
15 И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем,
16 которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины,- потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих.
Культура и история того или иного народа может быть так тесно связана с религией, что у людей создаётся ощущение, что Бог гарантированно обращён к ним своей милостью и благословляет всё, что они делают. При этом все забывают, что Бог в Своём отношении к людям ориентируется не на культуру и традиции, не на представления народа о самом себе... Он ориентируется только на состояние человеческих сердец. Бог всегда и всех любит, но сама Его любовь бывает внешне не похожа на милость и поддержку... Ведь действие любви может быть связано с мерами воспитательными или вразумляющими, которые сложно назвать радостными или успокаивающими. И, конечно, учитывая не только обетования Божии данные праотцам, но и завет, заключённый при Моисее, иудейский народ имел особые основания считать, что его связь с Богом исключительная, совсем не такая, как у других народов.
Но что же означала эта близость к Богу на самом деле? Особые привилегии или особую ответственность? И то и другое. Господь часто с любовью говорит о своём народе, Он оберегает и хранит его, когда народ верен Ему. Однако, Он же попускает завоевание людей, которые изменяют Ему. Кто-нибудь скажет, что это жестоко. Но если вспомнить, что в завет люди вошли свободно, станет понятно, что и беды, которые с ними происходят, оказываются результатом свободного разрыва этих отношений. Для Бога важно показать людям, что, нарушая заповеди, они сами предают себя в руки врагов.
Начало сегодняшнего чтения говорит о том, что праведники, живущие в среде народа, оказываются благословением, благодаря которому народ жив и оберегается от окончательной погибели. Однако среди потомков Иакова были и те, кто поклонялись богам иным. Их принадлежность к семени Авраама не спасла их от гибели, потому что они избрали путь неправды. Их судьба незавидна и имя их станет нарицательным, как имя тех, кто проклят, то есть отлучён от Бога.
Участь тех, о ком говорит Бог в сегодняшнем чтении, действительно должна стать уроком для всех народов. Ведь и сегодня многие люди думают, что Бог с ними, потому что когда-то Он был с их предками... На самом же деле Бог смотрит не на имена народов и отдельных людей, но на их сердца и благословляет лишь тех, кто живёт по Его правде.