Книга Притчей Соломоновых, Глава 21, стихи 23-31, Глава 22, стихи 1-4. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 21, стихи 23-31

23 Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.

24 Надменный злодей - кощунник имя ему - действует в пылу гордости.

25 Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать;

26 всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет.

27 Жертва нечестивых - мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее.

28 Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда.

29 Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой.

30 Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу.

31 Коня приготовляют на день битвы, но победа - от Господа.

Книга Притчей Соломоновых, Глава 22, стихи 1-4

01 Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.

02 Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь.

03 Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются.

04 За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.

Читает и комментирует cвященник Дмитрий Барицкий.

В наш век движения огромных объёмов информации стал очевиден тот факт, что, если ты владеешь знаниями, ты контролируешь ситуацию. Универсальным хранителем информации является слово. Не случайно ещё в середине двадцатого века русский поэт Вадим Шефнер заметил:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Вот и премудрый царь Соломон поднимает сегодня важную тему — он рассуждает об ответственности за свой язык. Его мысли имеют не только социальное измерение, но в первую очередь и богословское. И это не случайно. Ведь именно при помощи слова был создан наш мир. «И сказал Бог: да будет свет, — и стал свет. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды и да отделяет она воду от воды, — и стало так». В христианском богословии творческое слово Господа, не просто набор звуков. Они личностно. Творческое слово Бога-Отца — одно из имён Второго Лица Святой Троицы, Сына Божия. А потому и Евангелие от Иоанна начинается следующими строками: «В начале было Слово».

Человек, по библейским воззрениям, — представитель, отображение Бога на земле. А потому наша речь способна также изменять окружающую действительность. Причём она похожа на меч, который заточен с обоих сторон. То, что мы говорим, — всегда выражение нашего внутреннего состояния. Прозвучавшее слово всегда будет ярким свидетельством того, кто стоит перед нами и чем он живёт, каким духом он наполнен. Поэтому мы можем осквернять и разрушать своим словом мир и жизни других людей, а можем, наоборот, преображать. Всё это неизбежно отобразится впоследствии на нас самих. Поэтому и предупреждает царь Соломон: «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою». Ведь многое, сказанное нами, зачастую имеет примесь той темноты, которой наполнена наше сердце.

Поэтому нередко и отцы Церкви призывали свою паству к благоразумному воздержанию от праздной болтовни. Перед тем, как говорить, необходимо постараться очистить свой внутренний мир. Если же обстоятельства или другие люди побуждают тебя говорить, необходимо по возможности освятить свои слова обращением к Богу. Так, например, преподобный Серафим Саровский, когда у него спрашивали совета, всегда некоторое время молчал. И лишь после сердечной молитвы давал вопрошающим ответ. Как сам он говорил, лишь в этом случае сказанное им приносило людям пользу и благотворно сказывалось на их жизни. А потому и мы не будем забывать об этом. Ведь все наши слова в конечном счете неизбежно отразятся в вечности как на нашей участи, так и на судьбе тех, кто нас окружает.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!