Книга Бытия, Глава 43, стихи 26-31, Глава 45, стихи 1-16. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Бытия, Глава 43, стихи 26-31

26 И пришел Иосиф домой; и они принесли ему в дом дары, которые были на руках их, и поклонились ему до земли.

27 Он спросил их о здоровье и сказал: здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он?

28 Они сказали: здоров раб твой, отец наш; еще жив. [Он сказал: благословен человек сей от Бога.] И преклонились они и поклонились.

29 И поднял глаза свои [Иосиф], и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и сказал: это брат ваш меньший, о котором вы сказывали мне? И сказал: да будет милость Божия с тобою, сын мой!

30 И поспешно удалился Иосиф, потому что воскипела любовь к брату его, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там.

31 И умыв лице свое, вышел, и скрепился и сказал: подавайте кушанье.

Книга Бытия, Глава 45, стихи 1-16

01 Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим.

02 И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов.

03 И сказал Иосиф братьям своим: я - Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним.

04 И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я - Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет;

05 но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни;

06 ибо теперь два года голода на земле: [остается] еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут;

07 Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением.

08 Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской.

09 Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли;

10 ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое;

11 и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое.

12 И вот, очи ваши и очи брата моего Вениамина видят, что это мои уста говорят с вами;

13 скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели, и приведите скорее отца моего сюда.

14 И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его.

15 И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его.

16 Дошел в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа; и приятно было фараону и рабам его.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

История с праведным Иосифом — как его продали родные братья в рабство в Египет, как он возвысился при фараоне, как братья оказались его гостями — одна из самых умилительных в Священном Писании. Перед нами проплывают картины человеческой жестокости и подлости, ситуации на грани отчаяния — и неожиданного разрешения, образы великодушия и прощения — но главное — не это. Гораздо важнее то, что Бог Своим действием претворяет человеческое зло во благо — причём не только пострадавшей стороне — Иосифу — но и тем, кто был причиной его бедствий и злоключений — братьям! Не окажись Иосиф в Египте, куда пошли бы братья спасаться от лютого голода? Кто бы оказал им такие почести и обеспечил радушный приём для целого народа? И всё это побуждает задуматься вот о чём.

Нередко, оказавшись в ситуации притеснения, обиды или несправедливого гонения, мы начинаем винить в этом наших врагов. Нам кажется, что эти люди настолько злы, исполнены ненависти к нам, предвзяты и завистливы, что заслуживают однозначного осуждения и здесь, на земле, и у Бога. Однако история с Иосифом и его братьями показывает, что Бог, не препятствуя проявляться человеческой злобе, волен направить всю ситуацию к пользе каждой из сторон конфликта. Стоит лишь немного подняться выше, выйти из эмоциональной вовлечённости в кризисную ситуацию — и становится виден совершенно новый, неожиданный горизонт. Тогда и самые злокозненные замыслы наших врагов оборачиваются в конце концов благом для нас, и мы получаем полезный опыт смирения и доверия Промыслу Божию, да и сами враги тоже оказываются включёнными в этот список лиц-благополучателей.

Великий пост, когда мы стараемся хотя бы немного подсобрать свои силы, сфокусировать их на самом главном — очень хороший период для того, чтобы переосмыслить наше отношение к недругам. И если нам кажется, что таковых в нашей жизни нет, что нас все любят и ни у кого нет к нам никаких претензий — значит, мы просто ослеплены сиянием собственных добродетелей — да только это сплошной самообман! Ведь признать, что у тебя есть враги — значит, признать свою уязвимость: но для христианина — это и есть выражение мужественной веры. Враги — вовсе не показатель нашей безнадёжности: напротив, это свидетельство того, что Бог видит нашу способность адекватно принимать жёсткие удары Божественного зубила, вытачивающего из нашей жизни великолепную скульптуру — где враги — всего лишь острый и неприятный инструмент — в руках Величайшего Мастера и Художника!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!