Книга Бытия, Глава 43, стихи 26-31
Книга Бытия, Глава 45, стихи 1-16
История с праведным Иосифом — как его продали родные братья в рабство в Египет, как он возвысился при фараоне, как братья оказались его гостями — одна из самых умилительных в Священном Писании. Перед нами проплывают картины человеческой жестокости и подлости, ситуации на грани отчаяния — и неожиданного разрешения, образы великодушия и прощения — но главное — не это. Гораздо важнее то, что Бог Своим действием претворяет человеческое зло во благо — причём не только пострадавшей стороне — Иосифу — но и тем, кто был причиной его бедствий и злоключений — братьям! Не окажись Иосиф в Египте, куда пошли бы братья спасаться от лютого голода? Кто бы оказал им такие почести и обеспечил радушный приём для целого народа? И всё это побуждает задуматься вот о чём.
Нередко, оказавшись в ситуации притеснения, обиды или несправедливого гонения, мы начинаем винить в этом наших врагов. Нам кажется, что эти люди настолько злы, исполнены ненависти к нам, предвзяты и завистливы, что заслуживают однозначного осуждения и здесь, на земле, и у Бога. Однако история с Иосифом и его братьями показывает, что Бог, не препятствуя проявляться человеческой злобе, волен направить всю ситуацию к пользе каждой из сторон конфликта. Стоит лишь немного подняться выше, выйти из эмоциональной вовлечённости в кризисную ситуацию — и становится виден совершенно новый, неожиданный горизонт. Тогда и самые злокозненные замыслы наших врагов оборачиваются в конце концов благом для нас, и мы получаем полезный опыт смирения и доверия Промыслу Божию, да и сами враги тоже оказываются включёнными в этот список лиц-благополучателей.
Великий пост, когда мы стараемся хотя бы немного подсобрать свои силы, сфокусировать их на самом главном — очень хороший период для того, чтобы переосмыслить наше отношение к недругам. И если нам кажется, что таковых в нашей жизни нет, что нас все любят и ни у кого нет к нам никаких претензий — значит, мы просто ослеплены сиянием собственных добродетелей — да только это сплошной самообман! Ведь признать, что у тебя есть враги — значит, признать свою уязвимость: но для христианина — это и есть выражение мужественной веры. Враги — вовсе не показатель нашей безнадёжности: напротив, это свидетельство того, что Бог видит нашу способность адекватно принимать жёсткие удары Божественного зубила, вытачивающего из нашей жизни великолепную скульптуру — где враги — всего лишь острый и неприятный инструмент — в руках Величайшего Мастера и Художника!