Книга Притчей Соломоновых, Глава 17, стихи 17-28, Глава 18, стихи 1-5. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 17, стихи 17-28

17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.

18 Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.

19 Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.

20 Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.

21 Родил кто глупого,- себе на горе, и отец глупого не порадуется.

22 Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.

23 Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.

24 Мудрость - пред лицем у разумного, а глаза глупца - на конце земли.

25 Глупый сын - досада отцу своему и огорчение для матери своей.

26 Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.

27 Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.

28 И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои - благоразумным.

Книга Притчей Соломоновых, Глава 18, стихи 1-5

01 Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.

02 Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.

03 С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием - поношение.

04 Слова уст человеческих - глубокие воды; источник мудрости - струящийся поток.

05 Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Сквозная тема чтения из книги Притч — противопоставление человека умного глупцу. Странно, не правда ли — такое противопоставление видеть в словах Священного Писания! В чём виноват глупый, интеллектуально неразвитый, если он родился таковым? Да и в чём заслуга умного — когда его цепкий, хватающий всё налету ум с младых лет был данностью? И главное: какое отношение всё это имеет к благочестию, то есть к области религиозной? Как можно осуждать или, наоборот, превозносить то, в чём личной заслуги человека нет вообще — а есть только данность природы? Похоже, мы зашли в тупик — либо что-то неправильно понимаем в тексте.

В любой ситуации тупика всегда лучше сдать назад и внимательнее посмотреть, а в ту ли дверь мы вошли! Итак, смотрим, какие подсказки дают нам древние языки — греческий и еврейский. В переводе 70-ти толковников — то есть Септуагинте — «глупый» обозначается словом «ἄφρων» — где а — отрицательная частица, а далее — всё очень интересно! φρων — это производное от φράν — которое в свою очередь происходит от протоиндоевропейского слова *gʷʰren — буквально — вы не поверите! — душа! Существительное «φρήν» имеет широкий диапазон смыслов: это прежде всего место в теле от пояса до груди, своего рода «сердцевина» человека — и это очень важно, мы увидим позже. Далее — буквально «седалище», место, где располагаются эмоции, сердце. И только потом — место ума и интеллекта. А если к этому добавить ещё четвертое значение — волю — то, конечно, проще всю совокупность этих сил человека просто назвать «душой»! Как мы видим, смыслы здесь гораздо глубже и шире, чем просто интеллектуальные способности!

Теперь давайте посмотрим, что же мы имеем в масоретском тексте, в еврейском языке. Безумный — ḥă-sar-lêḇ. Здесь также есть отрицание — но что же именно отрицается? lêḇ — как это слово употребляется в Священном Писании — это прежде всего — не поверите! — сердце, способность переживать, быть добрым, более того: сердце как «сердцевина», средоточие всего человека, своего рода «нутро» человека — а вовсе не его «мозги»! Более 200 раз мы встречаем это слово в тексте Ветхого Завета, и буквально лишь несколько значений будут отсылать нас к собственно интеллекту человека: да и как может быть действительно умным — бессердечный?

Интересный поворот, не правда ли? Действительно, нельзя упрекать человека в том, что он недалёк по природе, не одарён яркими интеллектуальными способностями: ну нет в этом никакой его вины! Конечно, если он ленится развивать то, что есть — это плохо, но любой педагог знает, насколько отличаются пределы способностей детей с разным уровнем интеллекта. А вот если человек закрыл своё сердце, сфокусировался исключительно на своём нарциссизме, думает только о себе — вот для этого никакого «выдающегося ума» и не требуется! Вот, оказывается, что за пресловутый «глупец», на которого указывают Притчи: это совсем не наивный «дурачок», а тот, чьё сердце — сердцевина, нутро — охвачено гнилью нелюбви.

Как же важно почаще заглядывать в древние тексты и стараться не полениться докапываться до тех смыслов, которые иногда через решето перевода могут оказаться совсем неожиданными!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!