Книга Притчей Соломоновых, Глава 17, стихи 17-28
17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.
18 Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.
19 Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.
20 Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.
21 Родил кто глупого,- себе на горе, и отец глупого не порадуется.
22 Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.
23 Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.
24 Мудрость - пред лицем у разумного, а глаза глупца - на конце земли.
25 Глупый сын - досада отцу своему и огорчение для матери своей.
26 Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.
27 Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.
28 И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои - благоразумным.
Книга Притчей Соломоновых, Глава 18, стихи 1-5
01 Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.
02 Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.
03 С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием - поношение.
04 Слова уст человеческих - глубокие воды; источник мудрости - струящийся поток.
05 Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде.
Сквозная тема чтения из книги Притч — противопоставление человека умного глупцу. Странно, не правда ли — такое противопоставление видеть в словах Священного Писания! В чём виноват глупый, интеллектуально неразвитый, если он родился таковым? Да и в чём заслуга умного — когда его цепкий, хватающий всё налету ум с младых лет был данностью? И главное: какое отношение всё это имеет к благочестию, то есть к области религиозной? Как можно осуждать или, наоборот, превозносить то, в чём личной заслуги человека нет вообще — а есть только данность природы? Похоже, мы зашли в тупик — либо что-то неправильно понимаем в тексте.
В любой ситуации тупика всегда лучше сдать назад и внимательнее посмотреть, а в ту ли дверь мы вошли! Итак, смотрим, какие подсказки дают нам древние языки — греческий и еврейский. В переводе 70-ти толковников — то есть Септуагинте — «глупый» обозначается словом «ἄφρων» — где а — отрицательная частица, а далее — всё очень интересно! φρων — это производное от φράν — которое в свою очередь происходит от протоиндоевропейского слова *gʷʰren — буквально — вы не поверите! — душа! Существительное «φρήν» имеет широкий диапазон смыслов: это прежде всего место в теле от пояса до груди, своего рода «сердцевина» человека — и это очень важно, мы увидим позже. Далее — буквально «седалище», место, где располагаются эмоции, сердце. И только потом — место ума и интеллекта. А если к этому добавить ещё четвертое значение — волю — то, конечно, проще всю совокупность этих сил человека просто назвать «душой»! Как мы видим, смыслы здесь гораздо глубже и шире, чем просто интеллектуальные способности!
Теперь давайте посмотрим, что же мы имеем в масоретском тексте, в еврейском языке. Безумный — ḥă-sar-lêḇ. Здесь также есть отрицание — но что же именно отрицается? lêḇ — как это слово употребляется в Священном Писании — это прежде всего — не поверите! — сердце, способность переживать, быть добрым, более того: сердце как «сердцевина», средоточие всего человека, своего рода «нутро» человека — а вовсе не его «мозги»! Более 200 раз мы встречаем это слово в тексте Ветхого Завета, и буквально лишь несколько значений будут отсылать нас к собственно интеллекту человека: да и как может быть действительно умным — бессердечный?
Интересный поворот, не правда ли? Действительно, нельзя упрекать человека в том, что он недалёк по природе, не одарён яркими интеллектуальными способностями: ну нет в этом никакой его вины! Конечно, если он ленится развивать то, что есть — это плохо, но любой педагог знает, насколько отличаются пределы способностей детей с разным уровнем интеллекта. А вот если человек закрыл своё сердце, сфокусировался исключительно на своём нарциссизме, думает только о себе — вот для этого никакого «выдающегося ума» и не требуется! Вот, оказывается, что за пресловутый «глупец», на которого указывают Притчи: это совсем не наивный «дурачок», а тот, чьё сердце — сердцевина, нутро — охвачено гнилью нелюбви.
Как же важно почаще заглядывать в древние тексты и стараться не полениться докапываться до тех смыслов, которые иногда через решето перевода могут оказаться совсем неожиданными!