Книга Бытия, Глава 22, стихи 1-18. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Бытия, Глава 22, стихи 1-18

01 И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.

02 Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

03 Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог.

04 На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека.

05 И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.

06 И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.

07 И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?

08 Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.

09 И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.

10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.

11 Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.

12 Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.

13 И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего.

14 И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.

15 И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба

16 и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,]

17 то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;

18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Христианство — религия парадоксов. Оно, например, утверждает, что Бог одновременно Един, но троичен в Лицах; что Христос одновременно и Бог, и человек. Ещё одним парадоксальным утверждением является то, что человек может стать свободным через послушание. Фраза преподобного Серафима Саровского: «Послушание превыше поста и молитвы» — давно стала крылатой. Однако, как показывает практика, далеко не всеми она правильно понимается и уж тем более правильно применяется в повседневной жизни.

Послушание — действительно великая добродетель и способ достичь настоящей духовной свободы. Она, с точки зрения Церкви, подразумевает, прежде всего, отказ от греховных пристрастий, исчезновение привязанностей к материальным излишествам. Залогом успешного достижения настоящей свободы становится послушание воле Божией, искреннее исполнение Его заповедей, доверие духовному авторитету святых отцов и подвижников веры. Людей, достигших высот монашеской святости, в Православной Церкви принято именовать равными ангелам. Что не случайно. Ангелы никак не связаны ни с чем греховным. Настоящий монах-подвижник тоже абсолютно свободен от пристрастий мира сего.

Но монашество — не единственный путь понимания послушания. Оно возможно и в миру. Его, прежде всего, способны почувствовать семейные люди, которые живут не только для себя, но ради любви к своим домашним жертвуют своим временем и силами. И сегодняшнее чтение из книги Бытия говорит нам как раз об идеале духовного послушания, которое (как ни удивительно) было явлено семейным, а ещё и ветхозаветным человеком — праотцем Авраамом. Авраам всем сердцем доверял Богу, его вера укреплялась от одного пережитого испытания к другому. Наконец, настало время финального и наиболее сложного выбора. Господь повелел Аврааму принести в жертву любимого и единственного сына — Исаака.

Как бы ни было патриарху тяжело пойти на данный поступок, он соглашается исполнить волю Божию. Вместе с сыном он отправляется к горе Мориа, делает там жертвенник, возлагает на него Исаака и заносит нож. В этот момент посланный Богом ангел вмешивается в происходящее. Он останавливает руку Авраама, а затем указывает на агнца — барана, стоящего рядом. Это животное в итоге заменяет собой Исаака на жертвеннике.

Событие жертвоприношения Авраама нужно понимать не столько в историческом, сколько в пророческом ключе. Вокруг Мориа, места жертвоприношения, был впоследствии построен город Иерусалим. На вершине же горы возник храм Соломона. Рядом с Мориа на Голгофе будет принесён в жертву Господь Иисус Христос, Которого часто называют Агнцем Божиим. Господь пожалел Авраама и не дал ему принести Исаака в жертву. Но Бог не пожалел Себя и позволил людям принести в жертву собственного Сына, пришедшего в наш мир по послушанию к Своему Родителю и явившему нам пример абсолютного и искреннего доверия к Отцу Небесному.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!