Книга пророка Исайи, Глава 42, стихи 5-16
05 Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней.
06 Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников,
07 чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы.
08 Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам.
09 Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам.
10 Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и всё, наполняющее его, острова и живущие на них.
11 Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, где обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор.
12 Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах.
13 Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих.
14 Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать всё;
15 опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера;
16 и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути - прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их.
В 50-х годах двадцатого века французский мыслитель Ролан Барт издал сборник эссе под названием «Мифологии». Основная идея, которую мы находим на страницах книги, заключается в том, что современный человек живёт в пространстве мифов. Речь идёт отнюдь не об архаичных представлениях о полубогах и героях. Но о том, что мы склонны идеализировать или наоборот демонизировать многие явления, с которыми ежедневно сталкиваемся. Яркий пример — отношение человека к прошлому. В сознании многих живёт миф о том, что «раньше было лучше». Нередко в культурном масштабе в подобные радужные тона окрашивается древность человечества. Мы чуть ли не боготворим Античность и Древний Восток. И зачастую восхищаемся не только их культурным наследием, но и системой верований. Иногда можно услышать даже, что христианство сильно проигрывает язычеству. Ведь именно язычники стояли у истоков великих цивилизаций. Именно они жили в гармонии с миром живой и неживой природы. С приходом христианства мир стал серым и унылым, из него словно вытянули душу. Не в этом ли причина возникновения разного рода неоязыческих культов? Всё это ничто иное, как попытки вернуть канувший в Лету золотой век, окутанный в сознании современного человека таинственным, романтическим ореолом.
В отличие от нас пророк Исаия знал о язычестве не понаслышке. Евреи жили среди идолопоклонников и нередко сами начинали поклоняться идолам. А потому это была окружающая пророка повседневность. Он был свидетелем кровавых жертвоприношений, когда родители отдавали богам собственных детей, знал о беспорядочных половых связях и извращениях, видел в последователях языческих культов беспринципность, коварство и вероломство в межличностных отношениях, которые они возводили в ранг добродетелей. А потому в том отрывке, который только что прозвучал, Исаия с радостью и надеждой возвещает о приходе в мир Спасителя и о наступлении новой эры. По его словам, язычники блуждают во тьме религиозного невежества. Подлинные свет и свободу принесёт в мир именно Мессия. Это будет словно глоток свежего и чистого горного воздуха в душном, сыром подвале. Лишь во Христе возможны подлинная радость и новая жизнь, вне Его лишь мрак и смерть.
Прислушаемся к этим словам «ветхозаветного евангелиста». Приглядимся к такому для многих из нас привычному и обыденному христианству. И если будем внимательны к голосу собственного сердца, то обязательно увидим: то, что мы ищем, к чему стремится наша душа и то, что нередко нас привлекает в чужом и далёком, заставляя метаться по жизни, со всей силой концентрировано именно здесь, во Христе и Его Евангелии.