Книга Притчей Соломоновых, Глава 15, стихи 7-19
В чтении из книги Притч мы слышим противопоставление двух чётко выраженных путей — своего рода «стилей жизни» — праведного и нечестивого. Чем прежде всего они отличаются? Нечестивый не любит обличений, его дух пребывает в скорби, он тревожится о нажитом богатстве, боится размышлять о глубоких вопросах, предпочитая суетливую и весёленькую глупость, которая лишь создаёт видимость радости. В целом путь нечестивого — это сплошная печаль, лишь прикрываемая напускной весёлостью.
Кто же такой праведник — с точки зрения автора этой книги? Прежде всего, тот, кто имеет страх Господень — то есть живёт по определённым неизменным принципам, твёрдым основаниям своего отношения к жизни. Он не боится делиться своим опытом и знаниями — не беспокоясь, что кто-то ими воспользуется и его обойдёт — ибо над всеми Господь! Он не пытается скрыть свои ошибки и проступки — потому что Господь и так всё знает, и только от Него можно получить прощение! Он ищет познания — даже если оно вовсе не освобождает его от текущих проблем или даже наоборот, их обостряет — ибо Мудрость — у Господа! Он способен, как настоящий мудрец, довольствоваться меньшим — то есть самым необходимым — ибо чаща достатка — тоже в руках Господа!
Если сравнить эти два вектора жизни, несложно заметить, что нечестивый обращён прежде всего вовне, нацелен на внешнюю успешность — в то время как для праведного всё внешнее значимо лишь постольку, поскольку является отражением его верности Богу. Другими словами, снова и снова мы оказываемся перед одной глобальной дилеммой человека: жить по своему нраву — вопреки любым обстоятельствам и прямым вразумлениям свыше — или учиться жить с Богом, внимательно всматриваясь во всё, с чем мы соприкасаемся на своём жизненном пути.
И когда мы слышим последний афоризм — «Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий» — не следует думать, что у праведного никогда не бывает проблем, затруднений и даже бед: дело вовсе не в этом. Но в том-то и заключается его отличие от нечестивого, что даже в горе он всё равно прозревает действие одного и того же Господа Бога — и если по неведомой праведнику причине надо и это принять из рук Небесного Отца — он даже не будет пытаться обойти в хитросплетениях своего разума неприятность — а просто примет её.
Какой из этих двух путей ближе вам? Дни Великого поста — самое время поразмышлять об этом!