Книга Притчей Соломоновых, Глава 15, стихи 7-19. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 15, стихи 7-19

07 Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так.

08 Жертва нечестивых - мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему.

09 Мерзость пред Господом - путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит.

10 Злое наказание - уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет.

11 Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих.

12 Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет.

13 Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает.

14 Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью.

15 Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир.

16 Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога.

17 Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть.

18 Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.

19 Путь ленивого - как терновый плетень, а путь праведных - гладкий.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

В чтении из книги Притч мы слышим противопоставление двух чётко выраженных путей — своего рода «стилей жизни» — праведного и нечестивого. Чем прежде всего они отличаются? Нечестивый не любит обличений, его дух пребывает в скорби, он тревожится о нажитом богатстве, боится размышлять о глубоких вопросах, предпочитая суетливую и весёленькую глупость, которая лишь создаёт видимость радости. В целом путь нечестивого — это сплошная печаль, лишь прикрываемая напускной весёлостью.

Кто же такой праведник — с точки зрения автора этой книги? Прежде всего, тот, кто имеет страх Господень — то есть живёт по определённым неизменным принципам, твёрдым основаниям своего отношения к жизни. Он не боится делиться своим опытом и знаниями — не беспокоясь, что кто-то ими воспользуется и его обойдёт — ибо над всеми Господь! Он не пытается скрыть свои ошибки и проступки — потому что Господь и так всё знает, и только от Него можно получить прощение! Он ищет познания — даже если оно вовсе не освобождает его от текущих проблем или даже наоборот, их обостряет — ибо Мудрость — у Господа! Он способен, как настоящий мудрец, довольствоваться меньшим — то есть самым необходимым — ибо чаща достатка — тоже в руках Господа!

Если сравнить эти два вектора жизни, несложно заметить, что нечестивый обращён прежде всего вовне, нацелен на внешнюю успешность — в то время как для праведного всё внешнее значимо лишь постольку, поскольку является отражением его верности Богу. Другими словами, снова и снова мы оказываемся перед одной глобальной дилеммой человека: жить по своему нраву — вопреки любым обстоятельствам и прямым вразумлениям свыше — или учиться жить с Богом, внимательно всматриваясь во всё, с чем мы соприкасаемся на своём жизненном пути.

И когда мы слышим последний афоризм — «Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий» — не следует думать, что у праведного никогда не бывает проблем, затруднений и даже бед: дело вовсе не в этом. Но в том-то и заключается его отличие от нечестивого, что даже в горе он всё равно прозревает действие одного и того же Господа Бога — и если по неведомой праведнику причине надо и это принять из рук Небесного Отца — он даже не будет пытаться обойти в хитросплетениях своего разума неприятность — а просто примет её.

Какой из этих двух путей ближе вам? Дни Великого поста — самое время поразмышлять об этом!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!