Книга Притчей Соломоновых, Глава 14, стихи 27-35
Книга Притчей Соломоновых, Глава 15, стихи 1-4
Как же прекрасно звучат эти афоризмы книги Притч на церковнославянском языке! Вы только послушайте и сравните: вот 29-й стих на русском: «У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость». А теперь — внимание! — то же самое на славянском: «Долготерпелив муж мног в разуме: малодушный же крепко безумен». В греческом переводе — ещё интереснее: здесь долготерпеливый — μακρόθυμος — буквально «далеко отстоящий от гнева», а малодушный — ὀλιγόψυχος — буквально, «мелкодушный».
Заметим, что перед нами очень интересное противопоставление разных величин — точнее, глубин: у терпеливого внутри — огромная глубина, а у раздражительного — всё поверхностно, всё мелко. Но отчего это зависит?
Что делает человека «долготерпеливым» — точнее, «трудновоспламеняемым» гневом? Заметим, именно это качество личности даёт «много разума» — в отличие от кажущегося «крепким» безумия раздражительного!
Тот, кто бывал в походах, знает, как непросто разжечь толстое бревно. Даже если есть всё необходимое — сколько бы ты ни пытался поджечь его спичками или зажигалкой — ничего не получится. Потлеет немного — и опять все труды напрасны! Но если хорошенько облить его жидкостью для розжига, да ещё несколько минут подождать — оно вспыхнет от малейшей искры и потушить его будет очень непросто!
Что же в нашей душе является этой «жидкостью», которая если появляется и пропитывает сердце, оно, как говорят, «заводится с полоборота» на гнев и раздражение? Мне кажется, это глубоко потаённая обида — в которой зачастую человек и самому себе не готов признаться — но когда она есть, достаточно малого повода, чтобы костёр ярости вспыхнул ярким пламенем.
Как правило, обида — это претензия, оставшаяся неудовлетворённой. Она может быть обращена куда угодно: к близким, к дальним, к самому себе, к Богу. Это тот самый «камень за пазухой», который не только отягощает жизнь, но и в действительности оказывается сочащейся бутылью с жидкостью для розжига нашего гнева, постепенно насыщающей душу.
И что же делать? Как противостоять этой ползучей экспансии раздражения, пока не охватил душу пожирающий костер страсти гнева? Вернёмся снова к образу бревна. Когда никакая жидкость для розжига не поможет? Если бревно будет достаточно насыщено влагой. Свежесрубленное дерево поджечь практически невозможно: соки, оставшиеся в нём, надежно предохраняют от возгорания. Значит, прежде чем начать подпитывать душу гневом, она должна освободиться от какого-то естественного для неё «сока», которым обычно пропитана. И что же это за «сок»?
Когда мы ощущаем в душе глубокую благодарность, мы не может не быть великодушными — в противоположность мелкодушию, которое любит за всё цепляться. Но эта благодарность — тот самый спасительный «сок» от гнева — рождается в сердце тогда, когда присутствие любви Божией в нашей жизни мы ощущаем не на уровне концепций и теорий, а всем своим естеством. Прикоснулся хоть немного к такой любви — и никакие внешние «поджигатели» тебе уже не страшны! Как бы они ни старались подпалить — а всё зазря!
Вот почему именно сейчас, Великим постом, мы должны научиться насыщать душу молитвой и благодарением — чтобы когда придёт Пасха, душа была надёжно защищена от любого действия разрушительного гнева!