Книга Притчей Соломоновых, Глава 14, стихи 27-35, Глава 15, стихи 1-4. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 14, стихи 27-35

27 Страх Господень - источник жизни, удаляющий от сетей смерти.

28 Во множестве народа - величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.

29 У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.

30 Кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть - гниль для костей.

31 Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.

32 За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.

33 Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе.

34 Праведность возвышает народ, а беззаконие - бесчестие народов.

35 Благоволение царя - к рабу разумному, а гнев его - против того, кто позорит его.

Книга Притчей Соломоновых, Глава 15, стихи 1-4

01 [Гнев губит и разумных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.

02 Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.

03 На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых.

04 Кроткий язык - древо жизни, но необузданный - сокрушение духа.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Как же прекрасно звучат эти афоризмы книги Притч на церковнославянском языке! Вы только послушайте и сравните: вот 29-й стих на русском: «У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость». А теперь — внимание! — то же самое на славянском: «Долготерпелив муж мног в разуме: малодушный же крепко безумен». В греческом переводе — ещё интереснее: здесь долготерпеливый — μακρόθυμος — буквально «далеко отстоящий от гнева», а малодушный — ὀλιγόψυχος — буквально, «мелкодушный».

Заметим, что перед нами очень интересное противопоставление разных величин — точнее, глубин: у терпеливого внутри — огромная глубина, а у раздражительного — всё поверхностно, всё мелко. Но отчего это зависит?

Что делает человека «долготерпеливым» — точнее, «трудновоспламеняемым» гневом? Заметим, именно это качество личности даёт «много разума» — в отличие от кажущегося «крепким» безумия раздражительного!

Тот, кто бывал в походах, знает, как непросто разжечь толстое бревно. Даже если есть всё необходимое — сколько бы ты ни пытался поджечь его спичками или зажигалкой — ничего не получится. Потлеет немного — и опять все труды напрасны! Но если хорошенько облить его жидкостью для розжига, да ещё несколько минут подождать — оно вспыхнет от малейшей искры и потушить его будет очень непросто!

Что же в нашей душе является этой «жидкостью», которая если появляется и пропитывает сердце, оно, как говорят, «заводится с полоборота» на гнев и раздражение? Мне кажется, это глубоко потаённая обида — в которой зачастую человек и самому себе не готов признаться — но когда она есть, достаточно малого повода, чтобы костёр ярости вспыхнул ярким пламенем.

Как правило, обида — это претензия, оставшаяся неудовлетворённой. Она может быть обращена куда угодно: к близким, к дальним, к самому себе, к Богу. Это тот самый «камень за пазухой», который не только отягощает жизнь, но и в действительности оказывается сочащейся бутылью с жидкостью для розжига нашего гнева, постепенно насыщающей душу.

И что же делать? Как противостоять этой ползучей экспансии раздражения, пока не охватил душу пожирающий костер страсти гнева? Вернёмся снова к образу бревна. Когда никакая жидкость для розжига не поможет? Если бревно будет достаточно насыщено влагой. Свежесрубленное дерево поджечь практически невозможно: соки, оставшиеся в нём, надежно предохраняют от возгорания. Значит, прежде чем начать подпитывать душу гневом, она должна освободиться от какого-то естественного для неё «сока», которым обычно пропитана. И что же это за «сок»?

Когда мы ощущаем в душе глубокую благодарность, мы не может не быть великодушными — в противоположность мелкодушию, которое любит за всё цепляться. Но эта благодарность — тот самый спасительный «сок» от гнева — рождается в сердце тогда, когда присутствие любви Божией в нашей жизни мы ощущаем не на уровне концепций и теорий, а всем своим естеством. Прикоснулся хоть немного к такой любви — и никакие внешние «поджигатели» тебе уже не страшны! Как бы они ни старались подпалить — а всё зазря!

Вот почему именно сейчас, Великим постом, мы должны научиться насыщать душу молитвой и благодарением — чтобы когда придёт Пасха, душа была надёжно защищена от любого действия разрушительного гнева!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!