Книга пророка Исайи, Глава 29, стихи 13-23
13 И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих;
14 то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет.
15 Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: "кто увидит нас? и кто узнает нас?"
16 Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: "не он сделал меня"? и скажет ли произведение о художнике своем: "он не разумеет"?
17 Еще немного, очень немного, и Ливан не превратится ли в сад, а сад не будут ли почитать, как лес?
18 И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых.
19 И страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля,
20 потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет, и будут истреблены все поборники неправды,
21 которые запутывают человека в словах, и требующему суда у ворот расставляют сети, и отталкивают правого.
22 Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет.
23 Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым.
Сегодняшнее чтение начинается с того, что Господь обвиняет свой народ в неискренности и лести: люди почитают Его на словах, но на деле сердце их обращено к заповедям человеческим. Казалось бы, все вольны поступать, как им угодно, но находятся те, кто желает сохранить с Богом хорошие отношения.
Пожалуй, каждому из нас тоже знакомо ощущение неискренности слов, которые обращают в наш адрес. И, конечно, мы хорошо знаем, как обычно на это реагируем. Ведь если человек явно неискренен, но готов поддерживать отношения — это значит, что он нас использует и сами по себе мы ему не нужны. Естественно, всё это очень неприятно и обычно, когда мы это понимаем, мы расстраиваемся и на того, кто так себя ведёт, обижаемся.
Но вот что особенно интересно, обижается ли Бог?
Вопрос, конечно, звучит несколько абсурдно и отрицательный ответ кажется слишком очевидным, но по факту подобное отношение к Богу не остаётся без ответа. Мы слышим, что Он намеревается ответить на подобные поступки и Его действия приведут к тому, что «мудрость человеческих мудрецов погибнет и разума разумных не станет».
Что это как не обида? Ведь это явно выглядит как наказание.
Выглядит, но только для тех, кто воспринимает всё происходящее из человеческой перспективы. Однако с точки зрения Бога всё выглядит иначе.
Дело не в том, что людей надо наказать, и даже не в том, что они неискренни. Их обращённость к Богу не просто двулична, ведь они прикрывают ею не безразличное отношение, но злые дела. Внешне всем кажется, что они праведны, но внутренне их сердце уже в плену неправды.
Может ли Бог согласиться с подобным состоянием людей? Конечно, нет. Но может ли он привлечь их к себе насильно? Тоже нет. В таком случае, единственное, что остаётся — оставить их, чтобы они сами поняли пагубность своего пути. Они были очень самоуверенны в сердцах своих и полагали, что никто не увидит их преступлений... Но они не безразличны Богу и Он приводит их к осознанию пагубности их выбора. При этом Он делает всё это не потому, что хочет отомстить, но потому, чтобы исцелить этих людей.
И чем больше масштаб болезни, чем больше расхождение между искренним обращением к Богу и стремлением к своим собственным целям, тем страшнее бывает падение и наказание.
Однако Исаия знает, что это время пройдёт. Зло исчезнет, а народ Божий образумится, и бедные люди будут торжествовать. Но прежде чем это произойдёт, меру своих ошибок и своих грехов каждый народ и каждый человек проживает и переживает сам... потому что общение с Богом не может быть формальным, но должно исходить из самого человеческого сердца.