Книга Притчей Соломоновых, Глава 14, стихи 15-26
Из этого отрывка можно сделать вывод о том, каким образом проявляет себя глупость, ведь именно слово «глупость» выступает здесь в качестве доминирующего. Безусловно, что само это слово, применённое к какому-либо человеку, является оскорблением. Но факт остаётся фактом: нет, пожалуй, человека, который время от времени не совершал поступки, которые можно охарактеризовать как глупые.
Книга Притчей приводит несколько примеров такого рода действий, эти примеры способны оказать существенную помощь в том, чтобы не совершать глупых поступков.
В самом начале нынешнего отрывка мы находим такую фразу: «Глупый верит всякому слову». Эта мысль понятна без каких-либо комментариев, но всё же стоит привести мысль, которую высказал святитель Иоанн Златоуст: «Лёгкий на слушание неосторожен, так как неразумно верит всему просто; а разумный, если поверит по первому впечатлению, потом разузнаёт и размышляет».
Далее мы слышим: «Глупый раздражителен и самонадеян». Вообще, с раздражительностью мы сталкиваемся очень часто, а некоторые имеют несчастье регулярно наблюдать её в самих себе. Общеизвестно, что в раздражённом состоянии невозможно здраво оценивать реальность и, как следствие, невозможно адекватно на неё реагировать, поэтому что психологи, что учителя монашества дружно рекомендуют при нахлынувшем раздражении ничего не предпринимать и ничего не говорить. Правда, психологи советуют просто молчать, а монахи утверждают, что необходимо внутри себя творить молитву.
С самонадеянностью тоже всё довольно ясно: только очень недалёкий человек может полагать, что он способен делать компетентные выводы обо всем на свете, к примеру, все мы были свидетелями того, как интернет-армия вирусологов мгновенно переквалифицировалась в интернет-армию политологов. Диагноз, который ставит книга Притчей, нелицеприятен, но справедлив.
После этого книга Притчей переходит ещё к одному проявлению глупости: «Вспыльчивый может сделать глупость». Эта мысль продолжает собой предыдущую, ведь раздражительность имеет свойство перетекать во вспыльчивость, малоприятные последствия вспыльчивости прекрасно описал святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Много глупых дел люди творят в состоянии вспыльчивости и раздражения: отвечают грубо и дерзко, обидными словами, принимают дурные решения, а когда вспышка гнева уляжется, стыдятся своих резких слов и неразумных решений».
После сентенции о вспыльчивости идёт мысль относительно невежества: «Невежды получают в удел себе глупость». Когда мы слышим эти слова, стоит помнить, что язык Священного Писания довольно существенно отличается от нашего обиходного языка, под «невеждами» Библия понимает не малообразованного человека, а того, кто не знает Писания, при том, что во многих других сферах такой человек может быть прекрасно образован, но отсутствие у него знаний о фундаментальных законах духовной жизни с неизбежностью приводит к элементарным ошибкам, которых можно было бы избежать, если бы вовремя состоялось тесное знакомство с самой важной и самой цитируемой книгой в мировой истории.