Книга Притчей Соломоновых, Глава 12, стихи 23-28
23 Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.
24 Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.
25 Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его.
26 Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение.
27 Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно.
28 На пути правды - жизнь, и на стезе ее нет смерти.
Книга Притчей Соломоновых, Глава 13, стихи 1-9
01 Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.
02 От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников - зло.
03 Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.
04 Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится.
05 Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя.
06 Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника.
07 Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много.
08 Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит.
09 Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает. [Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.]
Среди тех сентенций, которые мы только что услышали, есть одна довольно странная, из неё весьма непросто сделать какой-либо вывод: «Иной выдаёт себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдаёт себя за бедного, а у него богатства много». Ну да, действительно, такое случается, ведь всем нам известны люди, которые берут кредиты и покупают себе дорогие вещи ради того, чтобы окружающие считали их обладающими чем-то значительным. И, напротив, есть другой тип людей, у которых достаточно средств, но живут они в высшей степени скромно. Но что эта сентенция делает в Священном Писании? Для чего в книге Притчей содержится это очевидное наблюдение за жизнью?
Пожалуй, самым правильным решением будет попытка прочитать приведённые ранее слова в свете основной мысли книги Притчей, то есть как относящиеся не к материальному богатству, а к обладанию мудростью. Зачастую с мудростью поступают точно так же, как и с имуществом: есть те, кто хочет произвести впечатление мудрого, и ради такого впечатления человек идёт на своего рода «кражу премудрости», то есть он берёт чужие мысли, «выдёргивает» их из контекста и без указания авторства выдаёт их за свои собственные. Но есть и противоположный тип людей: они по-настоящему мудры, но при этом и в беседах с близкими и в публичных речах они не пытаются произвести какое-либо впечатление, они никого не цитируют, не говорят «умных» и возвышенных слов, их речь очень проста, иногда кажется, что и сам человек не представляет из себя ничего серьёзного. Это впечатление может быть обманчивым, точно также как обманчивым может быть и впечатление, которое производит тот, кто обильно воспроизводит чужую мудрость. По сути дела, книга Притчей предостерегает нас от поспешных выводов о ком бы то ни было.
Впрочем, есть и ещё один смысл в упомянутой ранее фразе премудрого царя Соломона. Зачастую люди склонны полагать, что богатство приводит человека к высокомерию и тщеславию, бедный же человек, напротив, как кажется, застрахован от этих недугов души. Это ошибочное мнение, против такой ошибки предостерегал в своём комментарии святитель Иоанн Златоуст, он сказал так: «Таким образом, ни богатство не служит причиной высокомерия, ни бедность — смирения». И высокомерие, и смирение никоим образом не связаны с чем-либо материальным, это сугубо духовные состояния, и нам стоит об этом помнить.