Книга пророка Исайи, Глава 26, стихи 21
Книга пророка Исайи, Глава 27, стихи 1-9
В сегодняшнем чтении мы слышим, как пророк говорит о наступлении страшного времени, в которое Бог собирается наказать обитателей земли и выстроить новые отношения со своим народом. Слова Исаии кажутся нам страшными, потому что мы воспринимаем их изнутри собственной картины мира, которая, осознаём мы это или нет, испытала сильное влияние Нового Завета. Нам сложно себе представить, насколько за две тысячи лет изменились наши представления о Боге, ведь сегодня даже человек неверующий если и представляет Бога, говорит о нём как о добром, благом, справедливом и любящем.
Но неужели в Ветхом Завете Бог был другой? Ведь если Он Бог, Он не должен меняться. Конечно, не должен. Бог и не меняется, меняются средства его педагогики. Меняется язык, которым описываются Его действия. И если читать Ветхий Завет, понимая особенность его языка, можно увидеть, что Бог тот же, в Своей любви и заботе.
Исаия говорит, что Господь выходит наказать обителей земли за их беззакония, но, если мы посмотрим на действия, которые предпринимает Бог, мы увидим, что Он поражает левиафана, древнего змея, который в Писании всегда был образом зла. Таким образом, наказывая людей, Бог обращает свой меч не против них, но против зла, которым они поражены. Он борется не против людей, но за них, за то, чтобы их поступки соответствовали тем духовным законам, которые Он вложил в мир при его сотворении.
Но особенно в ветхозаветные времена Бог заботится о своём народе, который предстаёт в чтении в образе виноградника. Как садовник, который хочет получить добрый плод, Бог поливает виноградник и стережёт его от грабителей... Но, если в нём появляются сорняки, Он выжигает их нещадно. Не потому, что ему его не жаль, а потому что плод, который Бог ждёт от него, — это праведная жизнь. Жизнь, которая может стать примером для всех народов.
Представим себе редактора, который готовит орфографический словарь. Он вычищает из него ошибки очень тщательно... потому что для него отсутствие ошибок — это основа будущей грамотности людей. Конечно, только словарем грамотность никак не создаётся, но, если он полон ошибок, она становится практически невозможной.
В нравственной жизни то же самое происходит с народом Божиим. Ему даны заповеди, потому что он должен стать эталоном поведения для язычников. И если он позволяет себе грехи — это оказывается не только его личным выбором, или личной проблемой... Ведь народы земли должны брать с него пример.
Но вот сегодня книга пророка Исаии обращена к христианам как новому Божьему народу. Понимаем ли мы, какую ответственность это налагает на каждого из нас? И готовы ли мы быть примером для окружающих нас людей?