Книга Притчей Соломоновых, Глава 12, стихи 8-22
Притчи Соломона делают очень неожиданное противопоставление: с точки зрения автора Притчей, разум противоположен не недостатку интеллектуальных способностей, а развращённому сердцу: «Хвалят человека по мере разума его, а развращённый сердцем будет в презрении». Получается, что разумен лишь тот, кто поступает по заповедям, ведь словосочетание «развращённое сердце» на языке Священного Писания указывает на человека, который уклоняется от соблюдения закона Божия. Это очень интересная мысль, хотя, конечно, многим она может показаться несколько неожиданной и весьма спорной.
Но давайте подумаем.
Сильный интеллект подразумевает, что человек способен учиться и строить компетентные умозаключения на основе полученных знаний. Кроме того, такой человек способен адекватно оценивать риски и не принимать каких-либо спонтанных ничем не мотивированных решений, а это означает, что он умеет осознавать своё психологическое состояние и делать выводы относительно самого себя, более того, он знает, каким образом можно вывести себя из тех состояний, которые толкают его к неразумным решениям и действиям. Все существующие знания можно разделить на две категории: на те, которые подвергаются изменению, и на неизменные законы бытия. Перед каждым человеком стоит задача каким-то образом соотносить постоянно меняющуюся информацию с тем, что неизменно. Священное Писание даёт нам представление о базовых законах мира, в котором мы живём, конечно, не о физических законах и не об экономических, а о моральных. Если ориентироваться в тексте Писания и владеть навыками его интерпретации, то становится очевидным, какие именно последствия влечёт за собой то или иное действие. Вместе с этим становится понятным и весь возможный спектр тех психологических состояний, при которых лучшим решением будет не принимать никаких решений, кроме одного: решения о том, что из существующего психологического состояния нужно каким-то образом выходить. И здесь нам тоже на помощь приходит Священное Писание, в качестве средств борьбы с контрпродуктивными психологическими состояниями оно предлагает нам сосредоточиться на исполнении заповедей и, конечно же, на молитве. После этого, придя в норму, человек сможет соотнести совокупность доступного ему меняющегося знания с законами бытия, изложенными в Писании, и сделать выводы, которые не будут ошибочными, то есть поступить разумно.
Здесь мы приходим к тому, с чего начали: разумен не тот, у кого от природы сильный интеллект и благоприобретённое хорошее образование, а тот, кто поступает разумно, поступать же так возможно лишь с опорой на вечно актуальные истины Священного Писания.