Книга Бытия, Глава 9, стихи 8-17
Очень интересное толкование на сегодняшнее чтение есть у святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского. Говоря о радуге как видимом знаке заключённого Богом завета с человечеством, он пишет: «Сопутствуя обыкновенно дождю, она долженствовала представлять человекам образ начинающегося потопа, но Бог хочет, чтобы она уверяла их о безопасности от потопа. Такое сопряжение знака с означаемым особенно отражает в себе свойство завета. Являя знамение безопасности в самом действии опасности, Бог сколько возвышает благодать, столько искушает веру».
Святитель предлагает нам поразмышлять над тем, как «работают» — с позволения сказать — знаки и символы, которыми религия очень плотно насыщена. Сразу отметим: религиозный подход здесь прямо противоположен психологическому. Что я имею в виду? Когда человек оказался в определенной травмирующей ситуации, то для обеспечения его душевной стабильности психолог ему посоветует для начала определить «спусковые крючки» — триггеры — и всегда о них помнить. В своём крайнем проявлении такой подход получил название «сейфизма» — культа психологической безопасности и комфорта. Исследователи этого феномена говорят, что чем психологически безопаснее среда — тем значительнее повышается градус инфантилизма и безответственности: для роста жизненно необходимо личностное преодоление проблем, в том числе и психологического характера — а не избегание их любыми путями.
Что же предлагает нам религия? Вот радуга: совсем недавно она была связана с ужасом уничтожающего всех и вся всемирного потопа. Казалось бы — перед нами — самый настоящий триггер! Но Бог именно радугу избирает знаком верности своему завету — что отныне никогда более человечество не будет целиком уничтожено водами! Но зачем Бог именно так поступает? Более того: самый главный знак христиан — Распятие. Но разве то, что мы носим на груди, не есть упоминание жуткой, невероятной в своей бесчеловечности римской казни? Как можно почитать то, от чего — ради психологического комфорта — лучше бы держаться подальше?...
Ответ — в последних словах святителя Филарета. Ещё раз послушаем: «Являя знамение безопасности в самом действии опасности, Бог сколько возвышает благодать, столько искушает веру». Другими словами, разрешая своей верой Богу действовать в самой гуще опасности, человек совершает прыжок веры — только через который и происходит, если можно так выразиться, «обезвреживание» угрозы, скрытой в знаке. Да, действительно, Крест сам по себе — страшен. Как и любое другое орудие пытки и смерти. Но действием Живого Бога Он превращается в славное орудие победы Жизни над смертью, Бога над диаволом, праведности над грехом. Своим действием Бог «переопределяет» смыслы: и радуга отныне обращает наш взор не назад, в губительные воды потопа, а вперёд, в непреложность Божественного завета. И Крест Христов становится торжеством Воскресения и освобождения от уз греха — и символом главного упования каждого христианина!