Книга Бытия, Глава 9, стихи 8-17. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Бытия, Глава 9, стихи 8-17

08 И сказал Бог Ною и сынам его с ним:

09 вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас,

10 и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными;

11 поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.

12 И сказал [Господь] Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда:

13 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею.

14 И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке;

15 и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.

16 И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле.

17 И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Очень интересное толкование на сегодняшнее чтение есть у святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского. Говоря о радуге как видимом знаке заключённого Богом завета с человечеством, он пишет: «Сопутствуя обыкновенно дождю, она долженствовала представлять человекам образ начинающегося потопа, но Бог хочет, чтобы она уверяла их о безопасности от потопа. Такое сопряжение знака с означаемым особенно отражает в себе свойство завета. Являя знамение безопасности в самом действии опасности, Бог сколько возвышает благодать, столько искушает веру».

Святитель предлагает нам поразмышлять над тем, как «работают» — с позволения сказать — знаки и символы, которыми религия очень плотно насыщена. Сразу отметим: религиозный подход здесь прямо противоположен психологическому. Что я имею в виду? Когда человек оказался в определенной травмирующей ситуации, то для обеспечения его душевной стабильности психолог ему посоветует для начала определить «спусковые крючки» — триггеры — и всегда о них помнить. В своём крайнем проявлении такой подход получил название «сейфизма» — культа психологической безопасности и комфорта. Исследователи этого феномена говорят, что чем психологически безопаснее среда — тем значительнее повышается градус инфантилизма и безответственности: для роста жизненно необходимо личностное преодоление проблем, в том числе и психологического характера — а не избегание их любыми путями.

Что же предлагает нам религия? Вот радуга: совсем недавно она была связана с ужасом уничтожающего всех и вся всемирного потопа. Казалось бы — перед нами — самый настоящий триггер! Но Бог именно радугу избирает знаком верности своему завету — что отныне никогда более человечество не будет целиком уничтожено водами! Но зачем Бог именно так поступает? Более того: самый главный знак христиан — Распятие. Но разве то, что мы носим на груди, не есть упоминание жуткой, невероятной в своей бесчеловечности римской казни? Как можно почитать то, от чего — ради психологического комфорта — лучше бы держаться подальше?...

Ответ — в последних словах святителя Филарета. Ещё раз послушаем: «Являя знамение безопасности в самом действии опасности, Бог сколько возвышает благодать, столько искушает веру». Другими словами, разрешая своей верой Богу действовать в самой гуще опасности, человек совершает прыжок веры — только через который и происходит, если можно так выразиться, «обезвреживание» угрозы, скрытой в знаке. Да, действительно, Крест сам по себе — страшен. Как и любое другое орудие пытки и смерти. Но действием Живого Бога Он превращается в славное орудие победы Жизни над смертью, Бога над диаволом, праведности над грехом. Своим действием Бог «переопределяет» смыслы: и радуга отныне обращает наш взор не назад, в губительные воды потопа, а вперёд, в непреложность Божественного завета. И Крест Христов становится торжеством Воскресения и освобождения от уз греха — и символом главного упования каждого христианина!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!