Книга пророка Исайи, Глава 25, стихи 1-9
Чтение, которое мы сегодня услышали, начинается с того, что пророк Исаия в восторге обращает к Богу хвалебную песнь! Он превозносит Его за то, что древние пророчества исполнились, хотя и казались чем-то совершенно несбыточным.
Но о чём же идёт речь? Чему так радуется Исаия? За что так благодарен Богу?
На первый взгляд, судя по тексту, он рад тому, что Бог низложил врагов его народа. Город, который был их укрытием превратился в груду камней, и крепость их — в развалины, так что они больше никогда не будут восстановлены. То есть может показаться, что радость пророка — это радость того, за кого отомстил Бог. Иудеи были притесняемы и вот укрепления их врагов разрушены полностью, так что даже не подлежат восстановлению. И всё же, пророк, даже говоря об освобождении своего народа, видит этот конфликт в совершенно другой перспективе. От разрушения крепости нечестивцев он переходит к тому, что великие народы начинают славить Бога, и племена, которые были страшны, сами будут страшиться перед Его Лицом. Более того, говоря о спасённых, он совершенно не упоминает того, что они иудеи. В какой-то момент — это было важно, но спасаются они не потому, что принадлежат народу, но потому, что уповали на Бога. Кому-то могло показаться, что для Бога важен национальный вопрос... И мы знаем, что не только во времена Христа, но даже в наши дни есть люди, которые думают именно так. Однако пророк видит в действиях Бога не простую месть врагам, но Его окончательное торжество над злом.
Люди очень часто пытаются привлечь Бога к разрешению тех или иных конфликтов. Они видят себя правыми, а врагов виновными и, призывая Творца, хотят, чтобы справедливость восторжествовала... Но при этом все обычно забывают, что Божия справедливость не в том, чтобы одна сила восторжествовала над другой, не в том, чтобы меньшее зло победило зло большее, но в том, чтобы зла не было вообще. Именно поэтому пророк не говорит, что после победы над врагами на Сионской горе будет сделана трапеза для иудеев. Это было бы вполне понятно, ведь с ними был заключён завет, на этой горе их столица... Значит, и праздничный пир должен быть для них... Но подлинная победа Бога — это не победа какого-то одного народа над другими, но победа над тем, что их разделяет. Кажется это кому-то справедливым или нет, но пир Божий оказывается пиром для всех народов. Среди них нет больше избранных и отвергнутых... нет притесняемых и притеснителей... и смерть побеждена жизнью, и на лицах больше нет слёз. Стремясь к тому, чтобы на земле восторжествовала справедливость, мы должны помнить, что только Бог по-настоящему справедлив.