Книга Бытия, Глава 8, стихи 21-22, Глава 9, стихи 1-7. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Бытия, Глава 8, стихи 21-22

21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:

22 впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.

Книга Бытия, Глава 9, стихи 1-7

01 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею];

02 да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они;

03 все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все;

04 только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте;

05 Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его;

06 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию;

07 вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Сказать, что начало 9-й главы книги Бытия — странное и загадочное — не сказать ничего! В этих стихах, где Бог обращается к Ною после его жертвоприношения, ощущается некий глобальный разворот — и это видно уже из самой тональности текста. Бог начинает Своё слово и заканчивает его одни и тем же благословением — плодиться и размножаться и наполнять землю — но как много напряжения между этим краями!

Впервые мы видим, что Бог совершенно иначе определяет отношения человека к окружающему его миру. Если в Эдеме Бог приводит зверей к Адаму и наблюдает, с какой лёгкостью его творение проникает в самую суть животного и нарекает имена — то здесь мы слышим нечто совсем другое: теперь страх и трепет признаётся нормой отношения всего тварного мира к человеку. Не соработничество. Не уважение. Не служение. И, конечно же, не любовь. А — страх. Не тот благоговейный страх-почтение, «страх Божий», о котором мы слышим у святых отцов. А именно животный страх-ужас, у которого только один вектор: избежать любыми способами опасности. Тот же самый человек, которому в раю была поставлена задача преобразить весь окружающий мир, чтобы всё стало прекрасным Эдемом, — оказался самым опасным врагом...

Что же произошло? Как же надо было постараться, чтобы даже единственной здоровой семье, оставленной в живых, всё равно предстояло жить в таких новых условиях? Да, это, увы, законный результат того господства греха и нечестия, которым было пресыщено допотопное человечество. И пусть Ной оказался единственным, кого имело смысл спасти — но, к сожалению, и в нём эта зараза греха всё равно присутствовала. Увы, допотопный человек показал себя с самой худшей стороны: он оказался не творцом и художником бытия, а наглым и своенравным хищником, для которого чужие слёзы — лишь потеха... Как пишет святитель Филарет Московский, «Адам был владыкою твари — но не страшным. Когда же внутреннее достоинство человека уже не покоряет ему тварей, Бог обуздывает их страхом». Представляете, каково было Богу наблюдать такую деградацию Своего самого лучшего и самого перспективного творения?...

И что тут делать — когда все надежды на исправление рухнули? Остаётся только одно: существенным образом понизить планку требований, чтобы она помогала хотя бы немного подтягиваться вверх, к Небу. Мы слышим, как Бог дозволяет употреблять мясо животных — потому что до потопа была благословлена только растительная пища. Но, несомненно, и этот запрет человечество постоянно нарушало: Бог идёт навстречу, Он снисходит к человеческой слабости и отменяет предыдущий запрет. Однако и здесь Бог вносит важный элемент ограничения: можно есть плоть животных, но нельзя вкушать их кровь — кровь как носитель жизни должна возвращаться в землю. Нам сложно понять сегодня этот запрет, он кажется отдающим каким-то магизмом — но нам не понять и сознание тех людей, которым и был произнесёт этот запрет. Несомненно одно: вкушение любой пищи, хоть растительной, хоть животной — это действие, по своим результатам далеко выходящее за рамки удовлетворения физиологической потребности. Поэтому здесь надо быть очень внимательными: в конце концов, мы становимся тем, что едим — как бы не интерпретировать эти слова.

Какой же главный вывод следует нам сделать из услышанного? То, что Бог — не только Премудрый Педагог, ведущий каждого из нас к спасению, но ещё и Неотступный в Своей любви к нам. И если мы не смогли взять заданную Им высокую планку — Он обязательно опустит её ниже — но ровно настолько, чтобы мы смогли её взять! А затем Он снова и снова будет нас тренировать — пока изначально поставленная цель не будет нами достигнута!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!