Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Марка, Глава 8, стихи 34-38

34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: || кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

Евангелие от Марка, Глава 9, стихи 1

01 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Сегодня начинается очень важная неделя Великого поста, она носит название Крестопоклонной. Накануне вечером в православных храмах был торжественно вынесен Крест Христов, и в ближайшие дни мы будем совершать поклонение Кресту под особые песнопения. Кажется вполне очевидным, почему именно в эти дни Церковь предлагает нам сосредоточить своё внимание на Кресте: первая половина Великого поста уже позади, впереди ещё три недели собственно поста, а к ним непосредственно примыкает Страстная седмица. Любой человек, который бегал марафоны или же ездил в одиночестве на большие расстояния за рулём, знает, что самое тягостное состояние наступает как раз в середине пути. Так происходит и с Великим постом — тяжелее всего он переживается именно в середине. Прекрасно зная об этой особенности человеческой психологии, Церковь в это время для облегчения нашего великопостного делания призывает сосредоточиться на Кресте Христовом.

Конечно, Крест Христов — это не только орудие казни Спасителя, это ещё и символ, причём символ очень многогранный, но в первую очередь он является символом Христова Воскресения, и вместе с этим — символом страдания. Сегодняшний отрывок Евангелия от Марка начинается с упоминания Христом креста, очень важно помнить, что Господь произнёс слова о кресте, который должен взять на себя всякий, кто хочет следовать за Спасителем, не после Своего Воскресения, а ещё во время земного служения, то есть в то время, когда единственным, что символизировал крест, было страдание, но не какое-то благочестивое и принимаемое обществом, а страдание отверженного человека, который приговорён к самой позорной из всех возможных в то время видов казни. Христос, будучи Богом, прекрасно знал, что Его ждёт впереди, и потому Он использовал этот образ, но при этом Он сказал о кресте не как об орудии казни, Он упомянул, что каждый должен взять «крест свой», иными словами то, что лично для него является тем, чем впоследствии стал крест для Спасителя.

А крест, действительно, есть у всех тех, кто решит следовать за Христом. И он, действительно, у каждого свой. Есть соблазн воспринять в качестве личного креста все те невзгоды, которые неизбежно случаются в жизни. Но дело в том, что проблемы, сложности и трагедии есть не только в жизни христиан, они есть абсолютно у всех. Христианин же обретает свой крест тогда, когда начинает делать попытки предпочитать своей собственной воле волю Божию. Собственно, именно с этим мы и сталкиваемся в середине Великого поста: есть выраженная Церковью воля Божия — строгий пост, а есть наша собственная воля, которая самыми разными способами подсказывает, что пост — это абсолютно невыносимая ноша, да и не так уж он и важен. Но для христианина нет «важных» и «неважных» изъявлений воли Божией, все они равны с точки зрения их значимости.

Сегодня начинается очень важная неделя Великого поста, она носит название Крестопоклонной. Накануне вечером в православных храмах был торжественно вынесен Крест Христов, и в ближайшие дни мы будем совершать поклонение Кресту под особые песнопения. Кажется вполне очевидным, почему именно в эти дни Церковь предлагает нам сосредоточить своё внимание на Кресте: первая половина Великого поста уже позади, впереди ещё три недели собственно поста, а к ним непосредственно примыкает Страстная седмица. Любой человек, который бегал марафоны или же ездил в одиночестве на большие расстояния за рулём, знает, что самое тягостное состояние наступает как раз в середине пути. Так происходит и с Великим постом — тяжелее всего он переживается именно в середине. Прекрасно зная об этой особенности человеческой психологии, Церковь в это время для облегчения нашего великопостного делания призывает сосредоточиться на Кресте Христовом.

Конечно, Крест Христов — это не только орудие казни Спасителя, это ещё и символ, причём символ очень многогранный, но в первую очередь он является символом Христова Воскресения, и вместе с этим — символом страдания. Сегодняшний отрывок Евангелия от Марка начинается с упоминания Христом креста, очень важно помнить, что Господь произнёс слова о кресте, который должен взять на себя всякий, кто хочет следовать за Спасителем, не после Своего Воскресения, а ещё во время земного служения, то есть в то время, когда единственным, что символизировал крест, было страдание, но не какое-то благочестивое и принимаемое обществом, а страдание отверженного человека, который приговорён к самой позорной из всех возможных в то время видов казни. Христос, будучи Богом, прекрасно знал, что Его ждёт впереди, и потому Он использовал этот образ, но при этом Он сказал о кресте не как об орудии казни, Он упомянул, что каждый должен взять «крест свой», иными словами то, что лично для него является тем, чем впоследствии стал крест для Спасителя.

А крест, действительно, есть у всех тех, кто решит следовать за Христом. И он, действительно, у каждого свой. Есть соблазн воспринять в качестве личного креста все те невзгоды, которые неизбежно случаются в жизни. Но дело в том, что проблемы, сложности и трагедии есть не только в жизни христиан, они есть абсолютно у всех. Христианин же обретает свой крест тогда, когда начинает делать попытки предпочитать своей собственной воле волю Божию. Собственно, именно с этим мы и сталкиваемся в середине Великого поста: есть выраженная Церковью воля Божия — строгий пост, а есть наша собственная воля, которая самыми разными способами подсказывает, что пост — это абсолютно невыносимая ноша, да и не так уж он и важен. Но для христианина нет «важных» и «неважных» изъявлений воли Божией, все они равны с точки зрения их значимости.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Задумывались ли вы, дорогие друзья, в чём разница между любознательностью — и любопытством? Отрывок…

17.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Голос. Лицо. Речь. Как, никаких аналогий не возникает? Что там…

16.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Признаюсь: я очень люблю увлечённых людей. Более того: самой главной…

15.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Вот и начался вовсю дачный сезон — и мои дорогие огородники хорошо…

14.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Не помню, откуда эта зарисовка сохранилась в моей памяти — но она прекрасно…

13.05.2024

Случалось ли вам общаться с близкими людьми без слов, без знаков, даже без каких бы…

10.05.2024

This website uses cookies.